ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Сведения об авторах:  Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: astel-75@mail.ru

Аннотация статьи:  Социально-культурное окружение оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств человека, проявляющихся на индивидуальном и общественном уровнях. Основу любого социально-культурного окружения составляют социально-культурные институты, обладающие педагогическим потенциалом и формирующие своеобразную инфраструктуру, с учетом региональных особенностей. Цель исследования. Определение направлений реализации педагогического потенциала в условиях функционирования социально-культурной инфраструктуры Кемеровской области, с учетом организации системы институционального партнерства. Методологическую базу исследования составили положения общенаучной междисциплинарной методологической концепции, культурологических концепций и социально-культурных теорий. В основу исследования были положены теоретические, эмпирические и статистические методы – анализ культурологической и педагогической литературы, терминологический анализ понятийного аппарата исследования, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение. Результаты исследования. В ходе исследования автором отмечена актуальность создания условий для реализации педагогического потенциала социально-культурной инфраструктуры региона и выявлен международный аспект данной проблематики. В исследовании представлено понятие социально-культурной инфраструктуры региона как комплекса социально-культурных институтов и услуг, способствующих личностному и социальному развитию жителей определенной территории. Дана характеристика социально-культурной инфраструктуры Кемеровской области. Выявлены пути и направления реализации педагогического потенциала социально-культурных институтов Кемеровской области с целью сохранения, презентации, передачи и интерпретации культурных и социальных ценностей посредством прямого контакта с человеком. Определены основные параметры реализации педагогического потенциала социально-культурной инфраструктуры региона – доступность; разнообразие направлений деятельности; формы и методы работы с учетом возрастных, национальных и культурных особенностей групп населения; условия социально-культурной и творческой реализации жителей региона. В исследовании представлен опыт организации системы институционального партнерства в Кемеровской области и реализации интегрированных педагогических программ, включающих в образовательный процесс потенциал социально-культурных институтов региона. Именно развитая социально-культурная инфраструктура региона обладает значимым педагогическим потенциалом, а ее включенность в образовательный процесс способствует освоению социально- культурного опыта через выстраивание отношений с окружающим пространством.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  институциональное партнерство, Кемеровская область, образовательные про- граммы, педагогический потенциал, социально-культурные институты, социально-культурная инфра- структура, социально-культурное развитие.

Индекс УДК:  37.061

Специальность ВАК:  13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Файл статьи:  Загрузить