МУЗЫКАЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ: СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ



Сведения об авторах:  Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования, Иркутский государственный университет (г. Иркутск, РФ). E-mail: Loseva@bk.ru

Аннотация статьи:  Рассмотрение проблемы основывается на анализе многообразных данных, посвященных описанию исторического аспекта становления научного познания о музыкальности как структурном компоненте музыкальной одаренности и понятии синестезии. В процессе исследовательской работы дается анализ различных подходов к определению термина музыкальности, в которых определяются наиболее значимые тенденции формирования целостного представления о различных смысловых измерениях данного феномена. В статье рассматриваются различные подходы в исследовании структуры музыкальной одаренности и ее компонентов. Музыкальность, как основополагающий и системообразующий компонент, анализируется в различных трактовках исследований ученых. При рассмотрении синестетического механизма в музыкальности подчеркивается межчувственная форма проявления музыкальности в музыкально-художественном сознании. Анализируется исторический аспект становления феномена синестезии с построением цветозвукового соответствия: установления цветомузыкальных параллелей в исследовании Ньютона в определении соответствия между семью цветами спектра и семью звуками гаммы, основыванного на физической (волновой) природе цвета и звука; психологическая природа «цветного слуха» Н. Римского-Корсакова; явления синестезии в исследовании Б. М. Галеева как способности психики соотносить образы разной модальности и образований ассоциаций. Выявляется тесная взаимосвязь музыкальности с синестетичностью.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  синестетичность, музыкальная одаренность, музыкальность.

Индекс УДК:  781.01

Специальность ВАК:  17.00.02 Музыкальное искусство;

Файл статьи:  Загрузить