ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ «ОСОБЫХ» ПОСЕТИТЕЛЕЙ В ОМСКОМ ОБЛАСТНОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М. А. ВРУБЕЛЯ



Сведения об авторах:  Патрушева Галина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: galina.mikhail@mail.ru / Гавриленко Ирина Викторовна, аспирант, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: iveprov@gmail.com

Аннотация статьи:  В статье рассматриваются ключевые законодательные акты, касающиеся взаимоотношения музея и «особых» посетителей (инвалидов), создания доступной среды в экспозиционном пространстве; основные возникающие проблемы на первых этапах разработки предложений для разных групп инвалидов и пути их преодоления. Анализируется терминология, используемая музейными сотрудниками в рамках «медицинской» и «социальной» моделей, их соотношение и причины терминологического разнообразия. Анализируется опыт Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля по разработке и реализации программ для детей с интеллектуальными нарушениями и взрослых со слепоглухотой. Особое внимание уделено специфике материала художественного музея при работе с данными категориями посетителей, необходимости формирования тактильного дидактического фонда. В статье предлагаются возможные пути решения проблем, связанных с отсутствием тифло- и сурдопедагогов, дефектологов в штате музея через налаживание партнерских связей с профильными учреждениями; созданием доступной среды без изменения экспозиции, посредством использования рельефных копий живописных произведений, реплик объемных экспонатов из фондов музея. Особое внимание уделяется вопросу о специальных и инклюзивных чертах создаваемых программ, адаптации основного музейного предложения.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  музей, доступная среда, инклюзивный подход, специальные программы, дети с интеллектуальными нарушениями, слепоглухие, рисование песком.

Индекс УДК:  069.157

Специальность ВАК:  24.00.01 Теория и история культуры;

DOI:  10.31773/2078-1768-2019-46-159-165

Файл статьи:  Загрузить