ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗВУКОЗАПИСИ В СОЗДАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА КИНОФИЛЬМА



Сведения об авторах:  Русинова Елена Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе, заведующий кафедрой звукорежиссуры, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (г. Москва, РФ). E-mail: vgik_sound@mail.ru

Аннотация статьи:  В течение последних трех десятилетий произошли квалитативные изменения и усовершенствования техники и технологий звукозаписи в кинопроизводстве, существенно повлиявшие на качество звучания кинофильмов, и, следовательно, на восприятие зрителей. Звук стал одним из важнейших средств художественной выразительности в современном кинематографе, оказав воздействие на эстетическую форму кинопроизведения. Быстрое развитие цифровых технологий позволило зрителю по-новому, со всей силой психологических переживаний и чувственных ощущений воспринять глубину и разнообразие акустического и художественно-эстетического пространства фильма. Однако сложившаяся ситуация в кинопроизводстве обнаруживает и ряд актуальных для искусства кино проблемных областей, среди которых: вопрос паритета акустических и эстетических параметров звука кинопроизведения; роль звуковой составляющей киноформы в оценке художественного качества картины; расчет соотношения психофизиологического, эмоционально-чувственного и интеллектуального аспектов зрительского восприятия элементов фонограммы фильма в творческом процессе ее создания и др. Одному из таких актуальных вопросов – роли звука в создании эстетического пространства в современном кинофильме – посвящена данная статья. Целью проведенного анализа было выявить возможности современных многоканальных форматов звукозаписи в создании не только звуковых «киноаттракционов», но и осмысленных, эстетически значимых аудиовизуальных пространств, в частности, на примере фильма «Гравитация», созданного в формате Dolby Atmos. Анализ эволюции звуковых форматов звукозаписи при кинопроизводстве и воспроизведения фонограммы при кинопоказе устанавливает прямую взаимосвязь между стадиями развития техники и технологии звукозаписи/звуковоспроизведения и изменениями в художественном языке кинематографа. Результаты анализа приводят к пониманию того, что даже в настоящее время, в условиях расцвета звуковых технологий, актуальными остаются слова великого режиссера С. М. Эйзенштейна, который писал о необходимости постоянного творческого поиска уникального звукозрительного образа в контексте своего времени и конкретной художественной формы.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  кинофильме – посвящена данная статья. Целью проведенного анализа было выявить возможности современных многоканальных форматов звукозаписи в создании не только звуковых «киноаттракци- онов», но и осмысленных, эстетически значимых аудиовизуальных пространств, в частности, на при- мере фильма «Гравитация», созданного в формате Dolby Atmos. Анализ эволюции звуковых форматов звукозаписи при кинопроизводстве и воспроизведения фонограммы при кинопоказе устанавливает прямую взаимосвязь между стадиями развития техники и технологии звукозаписи/звуковоспроиз- ведения и изменениями в художественном языке кинематографа. Результаты анализа приводят к по- ниманию того, что даже в настоящее время, в условиях расцвета звуковых технологий, актуальными остаются слова великого режиссера С. М. Эйзенштейна, который писал о необходимости постоянного творческого поиска уникального звукозрительного образа в контексте своего времени и конкретной художественной формы.

Индекс УДК:  791.3

Файл статьи:  Загрузить