ИГРА КАК СПОСОБ ПРЕОБРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ



Сведения об авторах:  Мороз Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tatyana.moroz7@mail.ru / Басалаев Сергей Николаевич, кандидат культурологии, доцент кафедры театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sat3@mail.ru

Аннотация статьи:  В статье рассматривается игра как способ функционирования в культуре и возможность преображения жизненной реальности. При рассмотрении игры как деятельности, протекающей по определенным правилам в некой сотворенной реальности со своим пространственно-временным континуумом, раскрываются ее основные функции и необходимые условия. Игра в качестве свободной деятельности субъекта не только устанавливает связи между различными элементами бытия, но во многом преобразует их, значительно изменяя и самого играющего. Исследуется процесс сублимации как реализации неосуществившихся возможностей, а также преобразование энергий в более возвышенные, социально значимые. Как наиболее адекватное проявление игрового начала в культуре представлена игра театральная. Указываются сходства и различия игры театральной в аспекте игры сценической и детской игры. Вскрывается феномен «образ себя» в игре как социальная роль и отмечается, что посредством игры обнаруживаются способы выхода за границы стереотипов, позволяющие значительно раздвинуть горизонты собственных убеждений. Утверждается, что в игре человек, проживая неразрешенные ситуации, может сознательно менять свое отношение к фактам, событиям и явлениям, вследствие чего происходит изменение сознания и поведения индивида. Авторы выявляют, как игра преображает реальность, описывают условия, при нарушении которых игра прерывается. Обосновывая реальность чувств играющего, авторы отмечают важность осознанного выхода из игры. В статье выделяется игровой элемент в культуре как основа творческого подхода к жизненным реалиям и акцентируется внимание на значении того, ради чего используется игра в качестве средства.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  игра, игра сценическая, реальность, социальная роль, современная культура.игра, игра сценическая, реальность, социальная роль, современная культура.

Индекс УДК:  008

Специальность ВАК:  24.00.01 Теория и история культуры;

Cписок литературы:  1. Басалаев С. Н. Системная интерпретация сценического общения // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусcтвоведение. – 2018. – Вып. 29. – С. 43–62. 2. Басалаев С. Н. От игровой природы театра к жизненной реальности. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 243 с. 3. Бутенко Э. Н. Имитационная теория сценического перевоплощения. – М.: Прикосновение, 2004. – 271 с. 4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с. 5. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 1008 с. 6. Демчог В. Самоосвобождающаяся игра [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bronnikov.kiev.ua/ book_2_16.php (дата обращения: 17.05.2019). 7. Жбанков М. Р. Игра // Новейший философский словарь / cост. А. А. Грицанов. – Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. – 896 с. 8. Прокопова Н. Л., Заорска М. Управляющая роль воображения как основа оригинальности и эффективности речевых театрально-педагогических технологий // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2018. – № 42. – С. 181–191. 9. Прокопова Н. Л., Прокопов В. Л. Тенденция развлекательности в культуре постсоветского периода: актуа- лизация комедий зарубежных авторов (на мат-ле театров Кузбасса) // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2019. – № 47. – С. 13–20. 10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. 11. Сигов К. Б. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры // Филос. и социол. мысль. – 1990. – № 4. – С. 31–47. 12. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек Играющий. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с. 13. Юнг К. Г. Психологические типы. – М.: АСТ: Университетская книга, 1998. – 720 с. 14. Яковлева Е. Л. Игра – уникальный феномен культуры // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2010. – № 7 (113). – С. 150–155. References 1. Basalaev S.N. Sistemnaya interpretatsiya stsenicheskogo obshcheniya [System interpretation of scenic communication]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul’turologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Tomsk State University. Cultural science and art criticism], 2018, no. 29, pp. 43-62. (In Russ.). 2. Basalaev S.N. Ot igrovoy prirody teatra k zhiznennoy real’nosti: monografiya [From the game nature of theater to vital reality]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 243 p. (In Russ.). 3. Butenko E.N. Imitatsionnaya teoriya stsenicheskogo perevoploshcheniya [Imitating theory of scenic transformation]. Moscow, Prikosnovenie Publ., 2004. 271 p. (In Russ.). 4. Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya rebenka [Psychology of development of the child]. Moscow, Eksmo Publ., 2003. 512 p. (In Russ.). 5. Vygotskiy L.S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2011. 1008 p. (In Russ.). 6. Demchog V. Samoosvobozhdayushchayasya igra [The self-released game]. (In Russ.). Available at: http://www. bronnikov.kiev.ua/book_2_16.php (accessed 17.05.2019). 7. Zhbankov M.R. Igra [Game]. Noveyshiy filosofskiy slovar’ [Latest philosophical dictionary]. Mins, Izd. V.M. Skakun, 1998. 896 p. (In Russ.). 8. Prokopova N.L., Zaorska M. Upravlyayushchaya rol’ voobrazheniya kak osnova original’nosti i effektivnosti rechevykh teatral’no-pedagogicheskikh tekhnologiy [The operating imagination role as a basis of originality and efficiency of speech theatrical and pedagogical technologies]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 42, pp. 181-191. (In Russ.). 9. Prokopova N.L., Prokopov V.L. Tendentsiya razvlekatel’nosti v kul’ture postsovetskogo perioda: aktualizatsiya komediy zarubezhnykh avtorov (na materiale teatrov Kuzbassa) [Tendention of entertainment in the culture of the Post-Soviet period: updating of comedies of foreign authors (on material of theaters of Kuzbass)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 47. pp. 13-20. (In Russ.). 10. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of the general psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (In Russ.). 11. Sigov K.B. Chelovek vne igry i chelovek igrayushchiy. Vvedenie v filosofiyu igry [People off side and person player. Introduction to game philosophy. Philosophical and sociological thought]. Filosofskaya i sotsiologicheskaya mysl’ [Philosophical and sociological thought], 1990, no. 4, pp. 31-47. (In Russ.). 12. Xeyzinga Y. Homo ludens. Chelovek Igrayushchiy. V teni zavtrashnego dnya [Homo ludens. Person playing in a shadow of tomorrow]. Moscow, Progress Publ., 1992. 464 p. (In Russ.). 13. Yung K.G. Psikhologicheskie tipy [Psychological types]. Moscow, AST Publ., University book Publ., 1998. 720 p. (In Russ.). 14. Yakovleva E.L. Igra unikal’nyy fenomen kul’tury [Game unique phenomenon of culture]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University], 2010, no. 7 (113), pp. 150-155. (In Russ.).

DOI:  10.31773/2078-1768-2019-48-60-66.

Идентификатор статьи в РИНЦ:  https://elibrary.ru/item.asp?id=39198388

Файл статьи:  Загрузить