Многомерность как свойство искусства: на примере творчества М.И. Глинки (к 220-летию со дня рождения композитора)

Сведения об авторах: Стачинский Владимир Иванович, кандидат искусствоведения, профессор Военного университета имени князя Александра Невского МО РФ, профессор Луганского государственного педагогического университета

Аннотация статьи: Аннотация: Методология анализа как отдельного произведения искусства, так и целого творческого направления основывается на принципе многомерности художественного содержания. Ее присутствие особенно явно обнаруживается в переломных моментах смены художественных эпох, стилей, направлений. Научный анализ любого художественного явления нуждается в методологии его исследования с точки зрения противоречивости, антиномичности, парадоксальности. В психологическом ракурсе катарсическое воздействие художественного произведения на восприятие реципиента объясняется столкновением разнонаправленных аффектов, запрограммированных в его содержании. Как прием образной драматургии, локализированный в композиции единичного произведения искусства, парадоксальность обнаруживает свое присутствие в индивидуальных особенностях идейно-образного воплощения, в частности, как полисубъектность и моносубъектность. Примером может служить творчество М.И. Глинки, где оперу «Жизнь за царя» можно отнести к первому типу благодаря внешнему противопоставлению образных сфер: польских завоевателей и русского народа, а «Руслан и Людмила» — ко второму типу, где сам жанр оперы, рожденной как музыкальная драма, сочетается с другим родом искусства — эпосом, как присутствие внутреннего противоречия. Новаторство М.И. Глинки на педагогическом поприще проявилось в совмещении певческой западноевропейской традиции belcanto и индивидуальном подходе к исполнителю с обязательным требованием к пониманию художественной идеи исполняемого сочинения. Таким образом, дихотомия «традиционное — новаторское» как свойство многомерности искусства, обнаруживается в творчестве композитора с различных ракурсов и составляет основу его художественной позиции. В целом, любое художественно значимое явление, оставившее след в истории искусства, можно рассматривать как уникальный синтез сторон, ранее существовавших порознь.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Ключевые слова: многомерность художественного содержания, антиномичность, аффективное противоречие, образно-ассоциативное пространство, оперное творчество М. Глинки, педагогическая деятельность М. Глинки, дихотомия «традиционное — новаторское», катарсис.

DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-118-123

Файл статьи*: Скачать PDF

Приобрести журнал

Для всех регионов, кроме Кемеровской области

Часто задаваемые вопросы

Подписаться на журнал жителям Кемеровской области можно в любом почтовом отделении «Почты России».

Подписной индекс журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» — 12241, каталог «Почты России».

ISSN журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» 2078 — 1768.

Подписка на журнал для жителей других регионов по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Приобрести журнал в одном экземляре возможно по запросу на
vestnikkemguki@yandex.ru

Отправление Почтой России

ru

ru

ru

ru

ru

ru