КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТОНАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ XX ВЕКА В ТРАКТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сведения об авторах: Умнова Ирина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкозна- ния и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, член Союза композиторов России (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemguki.kafedramimpi@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-2001-2346 ,Городилова Екатерина Александровна, заведующий кафедрой музыкально-теоретических дис- циплин, преподаватель, Центральная музыкальная школа – Академия исполнительского искусства «Сибирский» (г. Кемерово, РФ). E-mail: katiakovaleva93@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена рассмотрению проблемы дихотомии, пронизывающей музыкальную культуру и представленной оппозицией индивидуального и объективного в интерпретации композиторского сочинения. В данном контексте важен процесс обнаружения художественного смысла произведения через его исполнительскую интерпретацию. Исследуется эффективность теоретического конструкта в аналитической практике, его воздействие на поиск и трактовку художественного смысла. Внимание сосредоточено на изучении процессов интуитивного «вхождения» пианистов-интерпретаторов в смыс- ловые поля теоретических концепций, которые, возможно, ими глубоко не изучались либо вовсе не были известны. Однако довольно часто присутствующая в исполнительских прочтениях композитор- ского текста некая согласованность с концептуальными положениями различных интонационных тео- рий (порой даже на уровне простой констатации) позволяет высказать предположение о том, что в пред- ставляемых трактовках сочинений имеются общие глубинные основания, коренящиеся в многовековом художественном опыте создания и восприятия музыки.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): художественный образ, интонирование, сегментация, музыкальная структура
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-56-65
Файл статьи*: Скачать PDF