ЖАНР МУЗЫКАЛЬНОЙ АРАБЕСКИ В МНОГООБРАЗИИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ ХХ–XXI ВЕКОВ
Сведения об авторах: Верба Наталья Ивановна, доктор искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыкального вос- питания и образования, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: verba.natalia@yandex.ru
Аннотация статьи: Настоящая статья продолжает серию публикаций автора, посвященных жанру музыкальной ара- бески. В статье предпринят краткий обзор бытия арабески в художественной культуре – от заимствования ее орнаментики из религиозного континуума Древнего Востока европейскими художниками и до обретения ею жанровых граней в других видах искусств, в том числе музыкальном. В статье подчер- кивается, что с момента своего музыкального становления арабеска мыслилась различными авторами преимущественно как фортепианная миниатюра, чему подтверждением выступает целый массив соз- данных в течение XIX–XX столетий пьес. Однако со временем арабеска расширяет тембровые грани- цы: уже на рубеже XIX–XX столетий появляются арабески, написанные для различных инструментов. Довольно большой корпус созданных в ХХ веке инструментальных арабесок (в том числе малоиз- вестных или ныне забытых авторов) рубрицируется в статье следующим образом: отдельно написан- ные арабески, циклы арабесок для различных инструментальных составов и арабески-пьесы в циклах инструментальных миниатюр. Воссозданная панорама инструментальной ипостаси развития арабески помогает составить представление о постепенной трансформации жанра и накоплении им ресурсов для реализации не только в камерных миниатюрах, но масштабных инструментальных полотнах.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): жанр музыкальной арабески, инструментальная арабеска, циклы арабесок, инструментальное творчество композиторов ХХ века.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-99-117
Файл статьи*: Скачать PDF