ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
Сведения об авторах: Шаховалова Елена Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: esh1001@mail.ru
Аннотация статьи: В современном социально-профессиональном пространстве востребован выпускник вуза, способ- ный к самостоятельной организации и проведению исследовательской работы. Работодатели отдают предпочтение в трудоустройстве специалистам, владеющим исследовательскими компетенциями, име- ющим опыт разработки и реализации исследовательских проектов. В этой связи образовательные ор- ганизации высшего образования стремятся к перестройке структуры и содержания образовательных программ с целью обеспечения гибкости образовательных траекторий обучающихся и формирования актуальных профессиональных компетенций, к созданию необходимых педагогических условий для их эффективного формирования. Вместе с тем анализ источников и научной литературы, практиче- ской деятельности вузов по созданию эффективных педагогических условий формирования исследо- вательских компетенций обучающихся свидетельствует о дискретности данного процесса, что снижа- ет результативность участия студентов в научных и грантовых конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах, влияет на качество выполнения выпускных квалификационных работ, дипломных работ, магистерских диссертаций. Данные факторы снижают ряд показателей эффективности вуза и не по- зволяют занять лидирующее положение в различных образовательных рейтингах. В связи с этим цель исследования – выявить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия формирова- ния исследовательских компетенций обучающихся Алтайского государственного института культуры. В статье представлен анализ взглядов отечественных исследователей на содержание понятий «об- разовательная среда», «педагогические условия», «исследовательские компетенции»; раскрыты основ- ные условия и аспекты формирования исследовательских компетенций обучающихся. В работе изложен опыт работы Алтайского государственного института культуры по созданию благоприятных педагогических условий для формирования и развития исследовательских компетенций обучающихся, включающих: системную и целостную работу профессорско-преподавательского соста- ва по организации и вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность как на аудиторных занятиях, так и во вне аудиторной работы с 1-го курса и на протяжении всего периода обучения, фор- мирование внутренней мотивации, создание исследовательской среды, включающей самостоятельный выбор студентами темы исследования и траектории его выполнения, осознание цели работы и ответ- ственности за результат. Сделан вывод о том, что в АГИК выстроена эффективная стратегия работы по формированию и развитию исследовательских компетенций обучающихся, о чем свидетельствуют их ежегодные победы на престижных и статусных конкурсах, конференциях различного уровня, востребованность выпускни- ков института как на региональном рынке труда, так и за его пределами. В 2023 году динамика участиястудентов АГИК в научно-исследовательской работе за последние пять лет выросла на 19 %. Всего в 2023 году в научно-исследовательской работе приняли участие 60 % (525 человек от очной формы обучения), из них 40 % призеры, лауреаты различных конкурсов, конференций, олимпиад. Представленный в статье положительный опыт АГИК может быть использован другими вузами при создании эффективных педагогических условий формирования исследовательских компетенций обучающихся.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): педагогические условия, обучающиеся, образовательная среда, исследователь- ские компетенции.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-250-257
Файл статьи: Загрузить