ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАНИ (ПЕРИОД НЭПА, 1925–1932 ГОДЫ)
Сведения об авторах: Султанова Рамиля Ринатовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры этнохудожественного творчества и музыкального образования, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: Ramilay_82@mail.ru / Файзрахманова Ляля Тагировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры та- таристики и культуроведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, РФ). E-mail: lafaiz@gmail.com
Аннотация статьи: Статья посвящена малоизученной теме развития профессионального вокального образования в Казани (20-е годы XX века). Цель данного исследования состоит в теоретической реконструкции на- званного процесса – конкретно – в выявлении содержания, форм и методов обучения сольному пению в казанской Школе музыки и пения имени Р. А. Гуммерта, действовавшей в режиме самоокупаемости в период новой экономической политики (НЭП, 1925–1932). Опираясь на исторический (М. Б. Богус- лавский, Г. Б. Корнетов) и культурологический подходы (Г. И. Гайсина, С. И. Гессен), авторы в процес- се исследования выявили предпосылки и условия организации, функционирования и реформирования указанного учебного заведения, а также причины его ликвидации. На основе документов Национального архива Республики Татарстан, впервые введенных в науч- ный оборот, а также опубликованных исторических источников, в том числе материалов диссертацион- ных исследований Р. Р. Султановой, Л. Т. Файзрахмановой, монографии Е. В. Порфирьевой, иных пу- бликаций, авторами были выявлены основные условия организации, содержание и принципы обучения в классе сольного пения; прослежена динамика изменения учебного плана и целей обучения; изучена деятельность педагогов и представлены сведения об их профессиональной подготовке; выявлены кон- тингент и численность учащихся по специальности «сольное пение» в разные годы. Впервые анализи- руются учебные программы по классу вокала С. А. Гепнер и теории музыки, представлены афишные программы школьных «закрытых и открытых вечеров». Проведенное исследование позволяет отметить высокий профессионализм преподавателей вокала, а также соответствующий уровень требований к подготовке учащихся класса сольного пения в Школе музыки и пения им. Р. А. Гуммерта.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): вокальное образование, музыкальное образование, Казань, Школа музыки и пения имени Р. А. Гуммерта, С. А. Гепнер.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-271-279
Файл статьи: Загрузить