МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНИКОВ
Сведения об авторах: Кагакина Елена Андреевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагоги- ки и психологии, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: shkola3a@y andex.ru / Русакова Нина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры фун- даментальной математики, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: rusakovana@mail.ru / Лесникова Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры акме- ологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: lesnikova_cl@mail.ru
Аннотация статьи: Реализация ФГОС ООО и необходимость реагировать на вызовы современного общества все боль- ше актуализирует вопросы управления образованием. Междисциплинарный характер педагогическо- го управления, в свою очередь, вызывает необходимость использования различных научных методов, как общенаучных, так и частных. Одним из общенаучных методов является моделирование, которое позволяет осуществлять управление как обоснованный процесс по причине большей информативно- сти модели по сравнению с традиционными методами педагогических исследований. Использование математических методов вычисления, включая статистические, также способствует качеству моде- ли. В статье приведен вариант разработки модели управления проектной деятельностью школьников с использованием междисциплинарного подхода и соответствующих методов. Актуальность управления проектной деятельностью школьников обусловлена тем, что она определена в ФГОС ООО в качестве одного из способов достижения запланированных результатов образования и его качества на основе персонализации и личностной ориентированности с использова- нием информационных технологий и математических моделей. Работа направлена на комплексное решение проблемы выбора вида проектной деятельности на основе сравнения альтернатив, исходя из кадровых и материальных ресурсов образовательных орга- низаций и личностных характеристик школьников. Представленный в работе подход вносит вклад в разработку теории и практики принятия педагогических и управленческих решений о выборе вида проектной деятельности обучающихся старших классов. Показаны возможности модели для приня- тия управленческих решений на основе анализа альтернатив по результатам комплексного применения психологических методик (тестирование, опросы), педагогических и социально-педагогических тех- нологий, методов статистической обработки данных, анализа иерархий Саати, средств информацион- ных технологий в целях повышения качества педагогического управления. Результаты исследования заключаются в разработке информационно-аналитической системы для использования в организации проектной деятельности обучающихся общеобразовательной школы, а также в подготовке учителей к результативному осуществлению этого вида деятельности. Данная модель и реализующаяся на ее основе информационно-аналитическая система разработаны для использования в процессе педагогиче- ского управления персонализацией проектной деятельности школьников в зависимости от их личност- ных и индивидуальных особенностей, что обеспечивает достижение ими образовательных результатов.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): управление, педагогическое управление, проектная деятельность, модель.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-68-279-287
Файл статьи: Загрузить