САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА
Сведения об авторах: Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафед- рой управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: astel-75@mail.ru / Балабанов Павел Иванович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культуро- логии, философии и искусcтвоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: philosov416@kemguki.ru
Аннотация статьи: Культурология в XXI веке вышла на уровень изучения и познания явлений не в обособленном представлении, а с позиций ценностно-смысловой значимости в общей картине мира. Следовательно, культурологический подход является одним из актуальных подходов к изучению вопросов о возмож- ностях человека как объекте познания, его практически-преобразовательных способностях. В иссле- довании представлен результат создания социальной конструкции модели «самоактуализации» и ее взаимодействия с моделями «самореализации», «человеческого потенциала», «культурного продукта» и «потребления». Определение формы и наполнения модели происходило в процессе исследования проблемы потребностей и их удовлетворения (потребления), в частности, потребности самоактуализа- ции как некоего акта, выполняемого субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и их достижения. С учетом проблематики исследования в работе рас- смотрен аспект роли культурного (человеческого) потенциала как стимула потребления и производ- ства социокультурных феноменов и отмечено его место в цепочке превращения продуктов культуры в культурные продукты. Модель разработана с учетом онтологического аспекта, базисным уровнем яв- ляется культурная идентичность, и отражает функциональную направленность деятельности человека/ общества. В основу модели «самоактуализации» были положены следующие принципы функциони- рования субъекта-индивида, социальной группы и общества в целом: мир естественного, характери- зующий повседневную жизнедеятельность, испытывание нужды, потребность в удовлетворении как в условии поддержания жизнеспособности; культурный (человеческий) потенциал – человеческие ресур- сы, человеческий капитал, жизненный потенциал (общая жизнеспособность), интеллектуальный по- тенциал, личностный потенциал; культурная форма как исходный образец для последующего прямого или вариативного репродуцирования; культурный фильтр – личностные вкусы субъекта потребления, ценностные нормы субъекта и общества на определенном этапе исторического развития; мир искус- ственного, то есть мир уже существующих культурных форм, продуктов человеческой деятельности.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): культурный потенциал, культурный продукт, самоактуализация, самореализа- ция, общество, человек.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-23-30
Файл статьи: Загрузить