ИМВОЛИКА И ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВХОДНЫХ ВРАТ ХРАМА СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В АНАПЕ
Сведения об авторах: Воронина Виктория Ивановна, магистрант Института гуманитарных наук, Алтайский государ- ственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: vita1944@list.ru / Клубков Антон Алексеевич, кандидат культурологии, доцент кафедры искусств, Алтайский госу- дарственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: antklub@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена одному из наименее исследованных аспектов русского православного искус- ства. Входные врата современного храма, их символика и декор – тема, которая все еще ждет своих исследователей. В данной статье рассматриваемая проблематика проанализирована на примере храма святого равноапостольного князя Владимира Святославовича в городе Анапа. На дверях храма поме- щена композиция, состоящая из дерева с расходящимися в стороны ветвями и образами потомков Кре- стителя Руси, князя Владимира. В настоящей публикации раскрывается и интерпретируется смысловая многогранность изображения древа как символического концепта. Также выявлены особенности и про- исхождение иконографий причисленных к лику святых русских князей. Некоторые из изображенных на вратах храма в Анапе князей канонизированы совсем недавно. Это обстоятельство неминуемо подни- мает проблему выработки новых иконографий в современном православном искусстве. Художествен- ная трактовка образов подчинена канону и соображениям композиционной целостности и непротиворе- чивости произведения. В статье подчеркнуто значение декоративных элементов в виде листьев. Врата храма в Анапе рассмотрены в контексте окружающей среды. Дана общая характеристика городского ландшафта.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): храмовые врата, символика дверей, декорирование храмовых врат.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-64-70
Файл статьи: Загрузить