ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НОТАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ГИТАРЫ
Сведения об авторах: Рябчевская Жанна Александровна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры эстрадно- го оркестра и ансамбля, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ryabchevskaya@kmk42.ru
Аннотация статьи: В статье выявляются причины преобразования традиционной нотации в произведениях для гитары современных композиторов. Перемены в музыке конца XX – начала XXI века можно понять, рассмо- трев музыкальную культуру как часть историко-культурного развития. Для музыки XX столетия харак- терно возникновение принципиально новых явлений, связанных с отходом от традиционных приемов композиторского письма, которые оказались исчерпанными, по мнению творцов того времени. Компо- зитору становится тесно в рамках традиционных средств раскрывать замысел произведения, поэтому изменениям подвергаются традиционные приемы игры на музыкальных инструментах и их обозначе- ния в тексте, соответственно, нотация трансформируется радикальным образом. Причины введения су- щественных дополнений в традиционную нотацию, а порой и полного ее переосмысления в основном носят идейно-содержательный характер, что, в свою очередь, выражается в использовании современ- ных композиторских техник (сонорной, алеаторной, сериальной, репетитивной) и ином соотношении средств музыкального языка. Композиторы-гитаристы, расширяя тембральную палитру инструмен- та, обогащают классическую гитару большим арсеналом новых исполнительских приемов сонорного плана. Нетрадиционная нотация, как правило, применяется в программной музыке, где воплощение образов провоцирует композитора находить новые технические решения, придумывать новые прие- мы игры. Отсюда расширился взгляд на нотный текст, традиционная нотация постоянно пополняется новыми знаками, которые описывают приемы игры, не получившие пока устойчивой терминологии. В этой связи у композиторов возникает необходимость в словесных комментариях. Эти процессы на- ходятся в центре исследовательского внимания автора данной статьи.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): традиционная и нетрадиционная нотация, гитара, исполнительские приемы, сонорика, персонификация тембров.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-152-159
Файл статьи: Загрузить