ПОЭТИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ В ОПЕРЕ ДЖОНА АДАМСА «ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО»
Сведения об авторах: Некрасова Инна Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории и истории музыки, Астраханская государственная консерватория (г. Астрахань, РФ). E-mail: inna_nekra- sova@mail.ru
Аннотация статьи: В творчестве Джона Адамса – одного из самых крупных современных американских композито- ров – сочинения для музыкального театра занимают далеко не последнее место. Собственно, премьера в 1987 году его первой оперы «Никсон в Китае» принесла Адамсу мировую известность, а последовав- шие за этим сочинением две другие части «политической трилогии» – «Смерть Клингхоффера» (1991) и «Доктор Атом» (2005) закрепили за ним славу создателя «политической оперы», «документальной опе- ры» или даже «CNN-оперы». Однако появившийся вскоре после этого новый театральный опус Адамса «Цветущее дерево» (2006) обозначил интерес композитора к совершенно иной жанровой модели.Своеобразный оммаж Моцарту, к юбилею которого эта опера была заказана, «Цветущее дерево» яв- ляется в некотором роде ответом на моцартовскую «Волшебную флейту». В качестве основы либретто Адамс использовал южноиндийскую сказку в литературной обработке А. К. Рамануджана. В сюжетной основе этого повествования преломлены характерные для волшебной сказки мотивы чуда, пути, испы- таний, преображения, что обусловило специфические свойства драматургического и композиционного развития оперы, оркестровки и вокального письма. Адамсу удалось не только актуализировать древний сюжет, соединив архетипические сюжетные формулы с приемами композиторской техники постмодер- нистской эпохи, но и отразить в жанре волшебной сказки некоторые проблемы современного общества.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): современная опера, поэтика, Джон Адамс, «Цветущее дерево», волшебная сказка.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-176-182
Файл статьи: Загрузить