ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО СОЧИНЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА
Сведения об авторах: Клочкова Елена Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыкове- дения, Институт «Академия имени Маймонида», Российский государственный университет име- ни А. Н. Косыгина (г. Москва, РФ). E-mail: l_klochkova@mail.ru
Аннотация статьи: В статье впервые рассматриваются основные незавершенные сочинения Алемдара Карамано- ва (1934–2007) – крупнейшего симфониста второй половины XX века. Феномен «незавершенности» в творчестве Караманова является неотъемлемой и сущностной особенностью его композиторского наследия. Анализ сложного и неоднозначного явления «незавершенности» музыки Караманова проделан на примере десятой части симфонического цикла по четырем Евангелиям «Совершишася», седьмой симфонии цикла «Бысть» по Апокалипсису и оперы «Прощание Хризостома». Данные произведения выбраны не случайно, они являются ключевыми в ряду других незавершенных опусов и наиболее пол- но отражают религиозную концепцию автора. Материалом исследования послужили рукописи музыкальных фрагментов, набросков, эскизов, либретто незавершенных произведений Караманова, обнаруженные в архиве, в Симферополе, после его ухода из жизни. Важным материалом явились собственные беседы автора статьи с композитором и анализ музыкальных записей незавершенных сочинений в исполнении Караманова, некоторые опу- бликованные интервью и беседы разных лет: с Е. Польдяевой, И. Зиминой, А. Соколовым и другими. На основе изучения данного материала делаются предположения относительно возможного со- держания симфонических циклов «Совершишася» и Бысть» при понимании факта их незавершенности и образно-содержательной связи с оперой «Прощание Хризостома». Наблюдения позволяют говорить о том, что все анализируемые сочинения воплощают разные грани единой концепции религиозно- философских замыслов Караманова. «Незавершенность» в творчестве композитора открывает идею особой авторской стратегии, мно- жественности смыслов, средоточие неожиданных, парадоксальных содержательных идей, заставляю- щих размышлять о бесконечности вариантов возможного музыкального композиторского решения.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Алемдар Караманов, незавершенное сочинение, религиозный симфонический цикл, опера, авторская стратегия.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-190-197
Файл статьи*: Скачать PDF