ДИАЛЕКТИКА ОБРАЗОВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БАКШИ
Сведения об авторах: Путечева Ольга Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры социально- гуманитарных дисциплин, Кубанский медицинский институт (г. Краснодар, РФ). E-mail: putecheva. olga@mail.ru
Аннотация статьи: Творчество А. Бакши отмечено философскими раздумьями о соотношении жизни и смерти, вре- мени и вечности, которые встают перед каждым человеком. Композитор стремится выразить их через новые музыкальные образы, рождающиеся в столкновениях полярных звуковых комплексов. Цель ис- следования – выявить варианты диалектического взаимодействия образов жизни и смерти в музыке композитора А. Бакши. Актуальность темы определяется обращением композитора к предельным точкам существова- ния человека, которое получает музыкальное воплощение как в инструментальных сочинениях, так и в музыке спектаклей. Отшлифованные в течение творческого пути музыкальные средства передают глубокое содержание и способствуют осмыслению различных граней экзистенциальной проблемы жиз- ни человека. Новизна работы определяется отсутствием исследований, выявляющих систему отношений об- разов жизни и смерти в контексте творчества А. Бакши. В качестве предмета исследования избраны произведения, в которых музыкальными средствами представлен процесс: «Гамлет умирает» (инстру- ментальное сочинение), «Маленький реквием» (инструментальное сочинение), музыка первой части спектакля Opus 7 («Родословная»), музыка спектакля «Двойник», музыка спектакля «Ксения. История любви». Творчество данного автора уникально тем, что в основе сочинений лежат концепции, порожден- ные универсальным законом круговорота мертвого и живого. В результате выявлена взаимосвязь музы- кальных образов жизни и смерти, воплощающаяся в трех моделях: модель личностного переживания, модель общечеловеческой трагедии, модель философского уровня обобщения. Диалектический подход позволяет музыке выразить глубинные связи и отношения в борьбе конфликтных начал.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): диалектика жизни и смерти, звуковая концепция, индивидуализация звука, му- зыкально-звуковые ресурсы.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-197-209
Файл статьи: Загрузить