«СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКАЯ БАРОЧНАЯ ОПЕРА» ЛЕОНИДА ДЕСЯТНИКОВА В XXI ВЕКЕ
Сведения об авторах: Синельникова Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры му- зыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sinel1@narod.ru
Аннотация статьи: Леонид Десятников с самых ранних сочинений способен высказываться и как классик, и как романтик, и как модернист, и как композитор эпохи постмодерна. Статья посвящена его произведе- нию для музыкального театра – балету, названному «Оперой», написанному по заказу театра Ла Ска- ла и поставленному там в 2013 году Алексеем Ратманским. Российская премьера этого сочинения в 2023 году вне театра в качестве оперы для концертной сцены наиболее ярко высветила оперный фор- мат этой сорокаминутной композиции с номерной структурой на смонтированные по принципу слу- чайности фрагменты текстов разных либретто Пьетро Метастазио. В работе рассматриваются приемы Десятникова, способствующие воссозданию стилистики барочной оперы. Композитор руководствует- ся правилами написания оперы-сериа, изложенными в Мемуарах Гольдони и у Стендаля в «Письмах Метастазио», корректируя их с позиций современной эпохи. Текст этих правил он кладет в основу финального оперного ансамбля – терцета, именуемого «Хор». В исследовании анализируются структу- ра целого, специфика избранных Десятниковым фрагментов либретто Метастазио, функции солистов, особенности типовых оперных арий (Aria di Guerra, Aria Patetica, Aria all’Unisono, Aria di Sdegno, Aria di Portamento) – жанровых моделей, с которыми работает композитор XXI века для возрождения стиля барочной оперы в поисках путей проникновения в них элементов современного музыкального языка.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): опера-сериа, балет, Десятников, Метастазио, либретто, ария, барокко, жанр, аф- фект.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-210-221
Файл статьи*: Скачать PDF