ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ БО ЦЗЮЙ-И И ИХ МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В КАМЕРНО-ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА
Сведения об авторах: Сюе Юибо, соискатель кафедры теории музыки, Белорусская государственная академия музы- ки (КНР) (г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: 466508679@qq.com
Аннотация статьи: Статья посвящена рассмотрению тематики поэзии Бо Цзюй-и в зеркале камерно-вокальных му- зыкальных произведений композиторов второй половины XX – начала XXI века. В центре внимания автора – сочинения российских и белорусских композиторов (Н. Пейко, Э. Денисова, А. Рудянского С. Бельтюкова). Актуальность представленной научно-исследовательской проблематики связана с все больше возрастающим интересом к изучению взаимодействия «Восток – Запад» в различных аспектах. В русле заявленной тематики на настоящий момент существуют отдельные работы, в том числе и ки- тайских авторов, в которых анализируется то или иное вокальное сочинение на стихи древнекитайских поэтов (Ма Ша, Чжан Юань, Ма Цзяцзя, Ван Сяотун, Чжэн Янь, Шэнь Хунбо и др.). В то же время не существует отдельного исследования, посвященного комплексному изучению камерно-вокальной му- зыки на древнекитайские тексты, что подчеркивает научную новизну настоящей работы. Цель статьи – рассмотреть музыкальное воплощение поэтических образов Бо Цзюй-и в вокальных миниатюрах вто- рой половины XX – начала XXI века, акцентируя внимание на жанрово-стилистических чертах музы- кального языка и особенностях тематизма. Подчеркивается круг основных тем в поэтическом наследии Бо Цзюй-и в тесной взаимосвязи с символизмом поэтических образов древнекитайской поэзии. Мето- дология исследования основана на принципах анализа слова и музыки в их взаимодействии, сложив- шихся в отечественном музыкознании (В. Васина-Гроссман, Е. Ручьевская, И. Степанова, и др.). Ре- зультаты аналитической работы с представленным музыкальным материалом позволяют более глубоко постигнуть принципы культурного взаимодействия России, Беларуси и Китая сквозь призму музыкаль- ного текста и его особенностей в области музыки со словом.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): древнекитайская поэзия эпохи Тан, Бо Цзюй-и, камерно-вокальная музыка, жанрово-стилистические особенности музыкального языка, музыкальный тематизм.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-67-233-246
Файл статьи: Загрузить