РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД ТЕОДОРОСА ТЕРЗОПУЛОСА: МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АКТЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ
Сведения об авторах: Акшенцев Тимур Фуркатович, аспирант кафедры пластического воспитания, Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: akshentsev.tima@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена работе с коллективным бессознательным и архетипами в методе греческого режиссера Теодороса Терзопулоса. Автор рассматривает данные понятия в контексте теории К. Г. Юнга и анализирует возможность использования в актерской практике погружения в бессознательные плас- ты психики. Метод Терзопулоса основан на специфическом актерском тренинге, одна из функций которого выход за рамки сознательного. Режиссер создавал свой метод для интерпретации античных трагедий, которые в свою очередь уходят корнями в мифологию. Герои и сюжеты мифов, по мнению многих ис- следователей, являются воплощением архетипов, кроющихся в коллективном бессознательном. Чтобы приблизиться к истокам трагедии, Терзопулос заставляет актера отдаться во власть этого пласта психи- ки, а затем фиксирует «идеограммы», родившиеся у исполнителя в этом состоянии. Кроме того, выход актера в бессознательное нужен Терзопулосу для воплощения конкретных режиссерских приемов, а также для создания определенного узнаваемого внешнего стиля спектакля. Автор выявляет механизмы, с помощью которых в дальнейшем достигается компромисс между бессознательным состоянием актера и необходимостью четкого соблюдения им закрепленной партитуры спектакля.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Теодорос Терзопулос, режиссерский метод, тренинг, бессознательное в актер- ской практике, архетип, античная трагедия, сознание актера, «идеограммы».
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-93-98
Файл статьи: Загрузить