НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (СЕМАНТИЧЕСКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ) РЕСУРСЫ ГОЛОСОРЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ АКТЕРА КАК АСПЕКТ РЕЧЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Сведения об авторах: Прокопова Наталья Леонидовна, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры теат- рального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: n.prokopova0806@gmail.com / Прокопов Виктор Леонидович, доцент, доцент кафедры театрального искусства, Кемеровский го- сударственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: pvl08@mail.ru
Аннотация статьи: ктуальность статьи обеспечивают интерес современного театра и театральных режиссеров к при- менению в спектакле невербальных (семантически самостоятельных) ресурсов, накопление опыта по их использованию в практике театральной педагогики и, самое главное, отсутствие аналитических пу- бликаций, анализирующих и обобщающих имеющийся эмпирический материал. Цель размышлений состоит в обосновании невербальных (семантически самостоятельных) ресурсов голосоречевого дей- ствия актера как актуального аспекта современной речевой педагогики. Эмпирическим материалом для рассмотрения заявленной темы послужили отечественные теат- ральные спектакли и опыт российской речевой педагогики двух последних десятилетий. Особый ак- цент связан с анализом творческих поисков речевых педагогов санкт-петербургской театральной школы. Наряду с этим внимание уделяется разбору этюдных проб, подготовленных со студентами авторами данной статьи. Обосновывается эволюция взглядов на роль неязыковых элементов в речевом обучении актера: от понимания целесообразности их применения в качестве отдельного приема совершенствования голо- совых навыков до их использования на правах автономного ресурса внутритеатральной коммуникации. Приводятся доказательства расширения функций невербальных (семантически самостоятельных) ре- сурсов в педагогике сценической речи: от их единичного участия в решении задач внешней техники до активного внедрения в систему комплексного совершенствования актера от тренингового процесса (упражнений, этюдных репетиций) до рубежных учебных спектаклей. Аргументируется обновление арсенала невербальных (семантически самостоятельных) ресурсов: свободное оперирование параязы- ковыми единицами (междометиями первичного типа) как отдельными звуковыми выплесками, так и оформленными в континуум звуковых жестов, а также включение экстралингвистических элементов (вздохов, стонов, выдохов на согласные и т. д.) на правах невербальных звукошумовых образов. Дока- зывается вхождение невербальных (семантически самостоятельных) ресурсов в систему комплексного голосоречевого воспитания актера. Через влияние повестки постдраматизма о допустимом автономном от языка статусе голоса, через принятие положения о двухканальной природе речевого общения, а также на основании примеров из педагогической речевой практики утверждается развитие в современном преподавании сценической речи инновационного методического подхода обучения с одновременным вниманием к вербальным и невербальным (семантически самостоятельным) ресурсам голосоречевого действия актера.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): невербальные (семантически самостоятельные) ресурсы голосоречевого дей- ствия актера, звуковой жест, методический подход обучения с одновременным вниманием к вербаль- ным и невербальным (семантически самостоятельным) ресурсам голосоречевого действия актера
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-98-108
Файл статьи: Загрузить