ПОЭТИЧЕСКИЙ ИЛИ РИТМИЧЕСКИЙ? ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ПОЭТИЧЕСКИЙ ИЛИ РИТМИЧЕСКИЙ? ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА



Сведения об авторах:  Сердюкова Алена Викторовна, исследователь, Российский государственный институт сцени- ческих искусств (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: serdukova@gmail.com

Аннотация статьи:  Вводя свои типологические признаки, театроведческая ритмология сталкивается с уже сущест- вующими определениями спектаклей в ту или иную типологию, что напрямую ставит перед исследо- вателями вопрос о целесообразности введения новой. В нашем исследовании мы изучаем типологиче- ские сходства и различия поэтического и ритмического спектаклей. С этой целью мы рассматриваем определения и случаи употребления терминов «поэтический театр» и «прозаический театр», а также их исходное содержание в качестве различных форм художественного текста, для чего, в свою оче- редь, разбираем понятия «художественный текст» и «художественный язык». После чего переходим к определению типологических различий между поэтическим и ритмическим спектаклями. В статье определяются такие понятия, как «поэтический театр», «прозаический театр», «художественный текст» и «художественный язык». Также намечаются некоторые темы будущих исследований, необходимых для последующего развития театроведческой ритмологии. В заключение мы приходим к выводу, что типология прозаического/поэтического спектаклей находится в области общей композиции, тогда как типология ритмического анализа ‒ в области индивидуального языка режиссера. Это не исключает их пересечения, но обособляет их в качестве отдельных типологических градаций произведений сце- нического искусства. Рассмотрев типологические сходства и различия поэтического и ритмического спектаклей в качестве художественных текстов, мы можем утверждать, что эти термины принадлежат разным типологиям одного сложносоставного предмета и могут быть использованы по отношению к нему как одновременно, так и отдельно ‒ по мере исследовательской необходимости. Сделан вывод, что типологическое разнообразие не только полезно для исследования художественного текста, но и дополнительно обогащает его.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  прозаический спектакль, поэтический спектакль, художественный текст, худо- жественный язык, ритмический спектакль, тетроведческая ритмология, ритмический ряд, ритмическая рифма, метод анализа ритмической организации спектакля, типология художественного текста.

DOI:  10.31773/2078-1768-2024-66-109-116

Файл статьи:  Загрузить

Приобрести журнал

Для всех регионов, кроме Кемеровской области
Имя
E-mail
Номер телефона
Сообщение
CAPTCHA Введите слово на картинке

Часто задаваемые вопросы

Подписаться на журнал жителям Кемеровской области можно в любом почтовом отделении «Почты России».

Подписной индекс журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» - 12241, каталог "Почты России".

ISSN журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» 2078 - 1768.

Подписка на журнал для жителей других регионов по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Приобрести журнал в одном экземляре возможно по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Отправление Почтой России

ru

ru

ru

ru

ru

ru