СОВРЕМЕННОСТЬ МУЗЫКИ С. В. РАХМАНИНОВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Сведения об авторах: Фаттахова Лейла Ринатовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального искус- ства, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: fattler@ omsu.ru / Окунев Павел Анатольевич, доцент кафедры музыкального искусства, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: okupav@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена феномену творчества С. В. Рахманинова, одного из самых любимых и исполняе- мых композиторов в мире. Творчество Рахманинова многогранно и тесно связано с бытом, традициями, историей России. Оно отражает вечные темы: радости и трагедии бытия, живописные картины при- роды. Яркими характерными чертами произведений композитора являются духовность, романтическая патетика, трагическое мироощущение. Рахманинов остро переживал кризис рубежа веков, захватив- ший все сферы бытия, в том числе и его собственную жизнь. Расцвет творчества композитора пришелся на предреволюционные годы, большую часть своих произведений он создал еще до эмиграции.Творчество композитора явилось вершиной развития русского романтизма и тональной музыки XIX–XX веков. И в этом видится еще одна причина популярности музыки Рахманинова на мировых концертных площадках: познакомившись с различными авангардистскими исканиями, слушатель пред- почел тональную ясность. В то же время в творчестве Рахманинова нашли отражение и некоторые со- временные направления музыки XX века. В частности, влияние модернисткой эстетики исследователи отмечают в романсах op. 38 на слова поэтов-символистов, а в Рапсодии на тему Паганини слышны отголоски джаза и эстрадных музыкальных жанров XX века. С. В. Рахманинов оказал воздействие на многих отечественных и зарубежных композиторов XX века, но и в веке XXI его музыка продолжает волновать людей, заставляя искать ответы на вечные вопросы бытия.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): С. В. Рахманинов, фортепианная музыка, тональная музыка, современная музы- ка, модернистская эстетика, духовность, трагическое мироощущение.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-116-121
Файл статьи: Загрузить