СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ НОТАЦИИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХЕЛЬМУТА ЛАХЕНМАНА
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ НОТАЦИИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХЕЛЬМУТА ЛАХЕНМАНА



Сведения об авторах:  Лопатин Павел Владиславович, магистрант кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, педагог дополнительного образования, Дворец творчества детей и молодежи Ленинского района (г. Кемерово, РФ). E-mail: pawellopatin@ yandex.ru  / Синельникова Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры му- зыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: sinel1@narod.ru

Аннотация статьи:  Хельмут Лахенман – яркий представитель музыкального авангарда второй половины XX – на- чала XXI века. Начав профессиональную деятельность с «Пяти вариаций на тему Шуберта» и прой- дя путь становления индивидуального стиля, композитор изобретает свой авторский метод, называя его «конкретная инструментальная музыка». Находясь под влиянием философских трудов Т. Адорно, М. Хайдеггера, М. Хоркхаймера, Ф. Ницше, Х. Лахенман обновляет музыкальные традиции. Компози- тор отрицает общепринятое представление о звуке, способах его получения, а также систему нотации. Статья посвящена анализу и осмыслению графических изображений музыкальных текстов Хельмута Лахенмана. Для получения нужного звукового эффекта композитор прибегает не только к различным способам современной нотации, ставшим уже общеупотребительными, но и использует авторские обозначения. В статье анализируются используемые Лахенманом способы нотации, выявляются ав- торские константы графического языка композитора, проводится мысль, что нотация для композитора не только способ точной фиксации необходимых ему параметров звука, но и особый язык общения с исполнителями и слушателями, которые становятся соучастниками творческого процесса. Статья предваряется характеристикой эстетической концепции Лахенмана. Автор статьи полагает, что станов- ление особой нотации для композитора является неотделимой частью музыкального процесса, которая влияет и на художественную трактовку произведения, позволяя глубже проникнуть в замысел.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  современная нотация, музыкальный авангард, философия музыки, «конкретная инструментальная музыка», техники исполнения, способы звукоизвлечения.

DOI:  10.31773/2078-1768-2024-66-122-135

Файл статьи:  Загрузить

Приобрести журнал

Для всех регионов, кроме Кемеровской области
Имя
E-mail
Номер телефона
Сообщение
CAPTCHA Введите слово на картинке

Часто задаваемые вопросы

Подписаться на журнал жителям Кемеровской области можно в любом почтовом отделении «Почты России».

Подписной индекс журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» - 12241, каталог "Почты России".

ISSN журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» 2078 - 1768.

Подписка на журнал для жителей других регионов по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Приобрести журнал в одном экземляре возможно по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Отправление Почтой России

ru

ru

ru

ru

ru

ru