МАКРОТЕМАТИЗМ И МИКРОТЕМАТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ И ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
Сведения об авторах: Тихомирова Алла Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории музыки, Белорусская государственная академия музыки (г. Минск, Республика Беларусь). E-mail: alla- tikhomirova@bk.ru
Аннотация статьи: Объектом исследования настоящей статьи является тематизм в современной музыкальной ком- позиции. В существующих научных трудах представлены отдельные аспекты его изучения в различ- ных ракурсах (В. и Ю. Холоповы, В. Валькова, Н. Рыжкова, Т. Кюрегян, В. Задерацкий, Г. Григорьева, Е. Ершова, С. Гончаренко и др.). В то же время, целый ряд дискуссионных вопросов, связанных как с ис- пользованием самого понятия, так и с комплексным рассмотрением тематизма как явления в новейшей музыке в зеркале музыкальной семантики, синтаксиса и формы, требует дальнейшего изучения, что подчеркивает актуальность представленного материала. Цель настоящей статьи – рассмотреть аспек- ты взаимодействия музыкального тематизма и техник композиции в двух основных разномасштабных видах структурно-синтаксической организации: макротематизме и микротематизме. Методология ис- следования основана, прежде всего, на методе функционального анализа в отношении музыкального тематизма и музыкального синтаксиса. Также значимыми для настоящего исследования представля- ются музыкально-теоретические труды, посвященные проблемам авторского стиля, формы и техник композиции в современной музыке, а также теоретические работы самих композиторов по проблемам композиционной техники. Научная новизна заключается в комплексном изучении макро- и микро- тематизма на уровне как музыкальной драматургии, так и формообразования в тесной взаимосвязи с техниками композиции, а также в их рассмотрении на примере сочинений современных белорусских композиторов. Аналитическая работа с музыкальным материалом позволяет сделать вывод о схожих способах проявлениях микро-и макротематизма в условиях различных техник с точки зрения структур- но-синтаксической организации при индивидуальности содержательного континуума сочинений.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): музыкальный тематизм, музыкальный синтаксис, макротематизм, микротема- тизм, техники композиции.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-135-144
Файл статьи: Загрузить