СИБИРЬ В МУЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ
СИБИРЬ В МУЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ



Сведения об авторах:  Умнова Ирина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкозна- ния и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, член Союза композиторов России (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemguki.kafedramimpi@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0002-2001-2346

Аннотация статьи:  В статье представлен краткий обзор произведений композиторов второй половины XX – начала XXI века, воплотивших средствами музыкального искусства художественные представления, связанные с сибирским регионом. Вводится термин «музыкальная сибириада». Особенности сибирской террито- рии, ее природной среды, история и традиции проживающих в регионе людей различных национально- стей побуждают представителей творческих профессий описывать и художественно интерпретировать самобытные явления жизни масштабного региона в своих произведениях. В данном контексте целью и задачами статьи оказывается определение круга сюжетов, жанров, выбранных для их воплощения вы- разительных средств, а также введение в историю музыкального краеведения новых нотных текстов, новых материалов и сведений об авторах и их опусах. Рассмотрению произведений предшествует экс- курс в историю музыкальной сибириады, имеющей уже сложившиеся к началу XXI века традиции. Поэтому в качестве основных методов в работе использованы сравнительно-исторический и музыко- ведческий, позволяющие определить влияние отечественной композиторской школы, а также звукового пространства, связанного с географическим и культурным ландшафтом Сибири. Установлено, что реа- лизованная композиторами в разных сочинениях сибирская тематика ощутимо связана с фольклорным материалом, а также представлена жанрами академической и массовой музыки. Более подробно анализируются сочинения членов Кемеровского регионального отделения Союза композиторов России. Для воплощения патриотической темы, темы труда, темы человека и природы авторами выбраны песня (сольная и хоровая), кантата (оратория), программная оркестровая сюита, ка- мерно-инструментальные жанры. В меньшей степени композиторов привлекают сценические формы оперы или балета. Кроме того, при написании своих сочинений члены Кемеровского отделения во мно- гом ориентируются на возможность исполнения своих опусов для земляков силами музыкантов реги- она. В результате стилевого анализа произведений определен вклад музыкантов Владимира Пипекина, Валерия Ермошкина, Сергея Толстокулакова, Вячеслава Кириллова, Михаила Маслова в художествен- ную культуру индустриального региона, подчеркнута значимость их сочинений для упрочения позиций профессиональной композиторской организации – Кемеровского регионального отделения Союза ком- позиторов России – в современной истории отечественной музыкальной культуры.

Ключевые слова (от 3 до 10 слов):  музыкальная сибириада, музыкальная регионалистика, творчество кузбасских композиторов В. Пипекин, С. Толстокулаков, В. Ермошкин, В. Кириллов, М. Маслов.

DOI:  10.31773/2078-1768-2024-66-155-166

Файл статьи:  Загрузить

Приобрести журнал

Для всех регионов, кроме Кемеровской области
Имя
E-mail
Номер телефона
Сообщение
CAPTCHA Введите слово на картинке

Часто задаваемые вопросы

Подписаться на журнал жителям Кемеровской области можно в любом почтовом отделении «Почты России».

Подписной индекс журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» - 12241, каталог "Почты России".

ISSN журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» 2078 - 1768.

Подписка на журнал для жителей других регионов по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Приобрести журнал в одном экземляре возможно по запросу на vestnikkemguki@yandex.ru

Отправление Почтой России

ru

ru

ru

ru

ru

ru