ЖАНР ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ В МАССКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сведения об авторах: Антипова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории музыки, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: antikostin@mail.ru
Аннотация статьи: Жанр массовой патриотической песни в современной России переживает новый всплеск попу- лярности, что обусловлено судьбоносным характером происходящих в стране событий, требующих сплоченности и четкой идеологической позиции большинства. В статье формулируется инвариант- ная модель патриотических песен, подразумевающая соответствие принципам официальной эсте- тики; репрезентацию важнейших представлений современной российской культурной парадигмы; сосредоточение и обращение внутри страны; высокую степень коммуникативных возможностей; не- двусмысленность и конкретность программного замысла; тесную связь с народно-бытовой традици- ей, наличие «читаемых» кодов народного искусства; внедрение ряда взаимодополняющих сюжетов и мотивов, связанных с памятью героического прошлого страны, скорби о ее героях, гордости за дер- жаву, соборности русского народа; привлечение слоганов, пульсирующих во внутриполитической по- вестке страны. Намечается типология новейшей патриотической песни. Через обсуждение текстовой и музыкально-стилистической составляющих песен раскрываются смысловые значения наиболее по- пулярных патриотических хитов. Основным методом настоящего исследования является метод истори- ческого и герменевтического анализа. Автором рассматривается ретротенденция («Офицеры» О. Газма- нова, «Выйду ночью в поле с конем» группы «Любэ»), тип танцевального шлягера («Вперед, Россия!» О. Газманова), содержательно насыщенный патриотический рэп («Россия» Басты), скорбно-мемори- альная тема и пафосный поп-рок («Встанем» и «Я русский» Шамана). Указывается, что создатели но- вого духоподъемного репертуара обращаются к апробированным в популярной музыке стилистиче- ским и жанровым средствам, позволяющим находить отклик у самой широкой аудитории. Выявляются тенденции переосмысления хитов прошлых лет в патриотическом ключе («Кукушка» П. Гагариной, «Нас не догонят» группы «Тату»), поиска новых смысловых мотивов (например, самоидентификации по национальному признаку), новых стилистических решений (слияние фольклорных элементов и рок- музыки), а также активизации молодежных фестивалей и конкурсов патриотических песен. Анализ сложившейся на российской эстраде ситуации подводит к выводу о том, что в многообразии ресурсов массового искусства патриотическая песня заметно усиливает свои позиции и создает новый фонд ду- хоподъемного репертуара, нацеленного на различные поколения россиян и длительное присутствие в культурном пространстве страны.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): массовая музыка, патриотическая музыка, песенные жанры, патриотическая песня.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-167-176
Файл статьи: Загрузить