РОЛЬ ФИГУРАТИВНОГО И БЕСПРЕДМЕТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ-ГРАФИКОВ В 1980–1990-Е ГОДЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)
Сведения об авторах: Шунков Александр Викторович, доктор филологических наук, доцент, ректор Кемеровского госу- дарственного института культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alexander_shunkov@mail.ru / Попова Наталья Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии, фило- софии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: bublikova2007@yandex.ru / Корнева Виктория Алексеевна, студент кафедры культурологии, философии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: cornevika@yandex.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена исследованию графического наследия кузбасских художников в период 1980– 1990-х годов. На материале произведений из Художественной коллекции Кемеровского государствен- ного института культуры авторы анализируют жанровые трансформации, произошедшие на стыке веков. Опираясь на научные труды современных отечественных исследователей, авторы представили результат изучения графического творчества художников Кузбасса. Авторы дифференцируют модернистскую и реалистическую традиции в своем исследовании. Представлена жанровая характеристика каждого художественного направления. В статье актуализируется тема развития художественного обра- за в контексте социокультурных процессов постсоветского общества. В работе дан анализ художествен- ной мысли регионального масштаба. В ходе исследования выявлена тенденция к обобщению изобра- жаемых элементов. Данная ориентация особенно четко проявилась в пейзажном жанре. Помимо этого, было отмечено внимание кузбасских портретистов к созданию собирательного образа жителя региона. В абстрактных работах была выявлена тенденция к переосмыслению природных образов в ус- ловиях поиска визуального воплощения сибирской идентичности. По мнению авторов статьи, тен- денция к абстрагированию возникла в результате стремления художников к созданию многозначного символического контекста художественного образа. В статье проанализированы факты использования кузбасскими художниками 1990-х годов приемов автоматического письма. Итогом статьи стал вывод о роли социокультурного кризиса в контексте развития жанров графического искусства Кузбасса. Кро- ме тенденций реализма и модернизма авторы статьи выявили влияние на графическое искусство Куз- басса 1980–1990-х годов эстетики постмодернизма.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): графика, фигуративное искусство, абстракционизм, искусство Сибири, искус- ство Кузбасса.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-188-197
Файл статьи: Загрузить