ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА
Сведения об авторах: Шайгозова Жанерке Наурызбаевна, кандидат педагогических наук, ассоциированный профес- сор, кафедра художе ственного образования, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (г. Алматы, Республика Казахстан). E-mail: zanna_73@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001- 8167-7598 / Нехвядович Лариса Ивановна, доктор искусствоведения, доцент, директор Института гумани- тарных наук, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: lar.nex@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9904-9554
Аннотация статьи: Исследование процессов, происходящих в современном искусстве Казахстана, предполагает глу- бокое понимание природы цветовой символики. Посредством творческого метода художники именно цветом выражают отношение к национальным традициям, фольклору и историческим истокам тюрк- ской культуры. Являясь носителем значительного объема историко-культурной информации, цветовая символика становится ключом к пониманию национальной специфики современного искусства. Осо- бый интерес представляет интерпретация скрытых смыслов в содержании живописных произведений Казахстана. В этой связи представляется необходимым изучение важнейших коннотаций цветовой сим- волики, укорененных в национально-художественной традиции. Авторы отмечают явную недостаточ- ность работ обобщающего характера, посвященных формам репрезентации традиционных цветовых символов в современном искусстве Казахстана в контексте вербальной и невербальной коммуникации. Единство визуального и вербального ведет к пониманию творческого замысла искусства. Источниками для исследования послужили произведения станковой живописи из фондов Государственного музея искусств Казахстана имени А. Кастеева. Выбор семиотического и этноискусствоведческого методов обусловлен обращением к цветовым символам как к самостоятельному предмету искусствоведческой рефлексии. Определение термина «цветовая символика» рассматривается с точки зрения трансцен- дентного и конвенционального подходов. Предложенные подходы дополняют друг друга и позволяют рассматривать художественный образ произведения с различных точек зрения. Анализ произведений живописи позволяет установить, что художники Казахстана в поисках сюжетов и их художественного воплощения обращаются к традиционным ценностям культуры. В живописи смыслообразующую роль играют концепты, образы-символы, мифопоэтические традиции как носители национального миро- ощущения. Исследование выделяет особое значение трех цветов, распространенных в современной живописи: синего, красного и белого. Данные цветовые концепты приобретают эстетические и симво- лические смыслы в произведениях, имеют тенденцию к обобщению художественного образа, активно участвуют в его символизации. Построение цветовых текстов, как правило, опирается на приемы моно- хромии и полихромии. Активное развитие в творческом методе художников Казахстана получает цвето- вой минимализм. Научно-теоретическая значимость проведенного исследования состоит в дальнейшей разработке искусствоведческой концепции цветовой символики, в расширении методологических ос- нований исследования современного художественного процесса в Казахстане.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): цветовая символика, современное изобразительное искусство Казахстана, семи- отика, этноискусствознание, художественный язык цвета.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-66-221-228
Файл статьи: Загрузить