КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ И ЧУВСТВЕННОСТЬ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Сведения об авторах: Черников Иван Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Воен- ный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Воронеж, РФ). E-mail: tchernikowivan@gmail.com
Аннотация статьи: Статья посвящена философско-культурологическому осмыслению категории чувственности в кон- тексте культурных индустрий. Рассматриваются вопросы о том, остается ли место живым чувствам в технологичной и регламентированной практике культурных индустрий и не происходит ли выхола- щивание человеческой чувственности до уровня инстинктов, на котором не нужна глубокая культурная рефлексия? Автор показывает, что сама по себе чувственность выступает универсальным человеческим качеством, проявляющимся в любой деятельности человека. Чувственность имеет внутренние уровни – простой, связанный с биологическими инстинктами, и более высокий, собственно-культурный, где тес- но связаны чувства, мысли, смыслы. Особенностью культурных индустрий, характерных для информа- ционной эпохи, является эксплуатация чувственности, превращение ее в особый инструмент, с помо- щью которого формируется мировоззрение и мировосприятие. Но достигается это не интеллектуально, а преимущественно с игнорированием разума и высших этажей чувственности. Картина мира, опира- ющаяся на посылы чувственности, выстраивается на основе таких связей, которые актуальны только между образами, но не между идеями или концептами. В статье отмечается, что «высокая чувственность» практически не используется в культурных индустриях в силу ее сложности и связи с рефлек- сией и уступает место активной эксплуатации чувства страха и стремления к наслаждению. При этом культурные индустрии пытаются приравнять две несопоставимые шкалы измерения индивидуального плана жизни – рыночную ликвидность и личностно сотворенный смысл. Возрастание роли чувствен- ности в формировании мировоззрения современного человека определяет необходимость дальнейшего осмысления культурных индустрий в контексте трансформации постиндустриального общества.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): чувства, чувственность, культурные индустрии, массовая культура, ценность, смысл, медиа, страх, удовольствие, потребление, рынок, товар.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-22-32
Файл статьи: Загрузить