«НОВЕЙШЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» (К 100-ЛЕТИЮ ВЫХОДА В СВЕТ КНИГИ Н. А. БЕРДЯЕВА «НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»)
Сведения об авторах: Казаков Евгений Федорович, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры философии, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: kemcitykazakov@mail.ru
Аннотация статьи: В статье с точки зрения христианской парадигмы исследуется актуальность и продуктивность разработанного Н. А. Бердяевым концепта Нового средневековья для анализа исторических реалий XX–XXI веков. Старое средневековье исходит из августиновской идеи победы Града Божьего (осно- ванного на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе») над Градом земным. В Новое время ут- верждается противоположная идея победы Града земного (основанного на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу») над Градом Божьим. Концепт Нового средневековья направлен на становление Града земного в Град Божий, на «становление тела в душу» (В. С. Соловьев). Результатом разверты- вания этого процесса будет формирование богочеловека, спасающего и душу, и тело. В Новое средне- вековье актуализируются два противоположных «полюса»: «полюс» метафизической тьмы, несущий в себе дух Антихриста, ведущий в Темное средневековье; и «полюс» метафизического света, несу- щий в себе дух Христа, ведущий в Светлое средневековье. Между этими «полюсами» развертывается метафизический конфликт, который не может быть разрешен через их «примирение», «взаимопроник- новение». Дух Христа должен победить дух Антихриста. Триггером вступления мира в Новое средне- вековье в XX веке была II мировая война: носителем духа Антихриста стал германский фашизм, но- сителем духа Христа – Советский Союз. В конце XX – начале XXI века начинает активно обсуждаться наступление Нового средневековья (Р. Вакки, А. А. Зиновьев, У. Эко, У. Бек, А. Г. Дугин). В настоящее время актуализируются (инициированные военными событиями последних лет) черты Нового средне- вековья, вновь оформляются два метафизических «полюса». Носителем духа Антихриста выступает западный мир, противостоящим ему носителем духа Христа – Россия. У Современного средневековья оформляются новые черты: например, появление светского бога, носителя имморальности, состояще- го из множества маленьких человекобогов. Существенное своеобразие данного этапа дает основание определить его как Новейшее средневековье.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): христианство, история, человек, метафизическое, Новое средневековье, Новей- шее средневековье, Светлое средневековье, Темное средневековье, дух Христа, дух Антихриста.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-39-50
Файл статьи*: Скачать PDF