ОРКЕСТРОВЫЕ АРАБЕСКИ ХХ–XXI ВЕКОВ: ПУТЬ ОТ МИНИАТЮРЫ К МАСШТАБНЫМ ПОЛОТНАМ
Сведения об авторах: Верба Наталья Ивановна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Гер- цена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: verba.natalia@yandex.ru
Аннотация статьи: Настоящая статья замыкает собой серию очерков, посвященных развитию жанра арабески в му- зыкальной культуре XIX–XXI веков. В статье предпринят краткий обзор существования арабески в XIX веке с педалированием преимущественно фортепианных ее реализаций в творчестве как извест- ных, так и менее именитых композиторов. Конспективно освещены сформировавшиеся черты образной и композиционной сторон жанра, которые будут актуальными и в ХХ столетии. Намечаются важные векторы трансформации арабески в XX–XXI веках, связанные с ее тембровым обогащением. Инстру- ментальное «слышание» арабески постепенно приводит к симфоническим версиям, претворенным раз- ными авторами в совершенно различных стилях. Именно им в статье уделено специальное внимание – здесь рассматриваются оркестровые арабески Э. Вольф-Феррари, Е. Щербакова и С. Хазо в аспекте претворения в них арабесочных мотивов, концептуальных признаков жанра. Стилевые, тембровые, композиционные, образные модификации арабески в XX–XXI веках – сви- детельство незатухающей активной жизни жанра. Парадоксальным представляется факт, что в суровых «клещах» ушедшего и нынешнего столетий арабеска как феномен, заключающий в себе идею Красоты в ее беспрограммных и бесконфликтных выражениях, остается актуальной вне зависимости от миро- воззренческих констант меняющихся культурных парадигм.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): жанр музыкальной арабески, трансформация жанра арабески, оркестровые ара- бески, творчество композиторов ХХ–XXI веков
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-157-168
Файл статьи: Загрузить