МОРДОВСКАЯ ПЕСЕННО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИННО-УГОРСКОЙ И ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛЕЙ
Сведения об авторах: Кинякина Людмила Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной музыки института национальной культуры, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (г. Саранск, РФ). E-mail: kinyakinaliudmila@yandex.ru
Аннотация статьи: Актуальность статьи определяется процессом поиска наиболее плодотворной теоретической мо- дели для изучения самобытной песенно-инструментальной традиции мордовского народа. Мордовская народная музыка традиционно изучается в рамках финно-угорской языковой группы, но ряд исследова- телей полагает, что более продуктивно с точки зрения научного подхода исследовать традицию мордвы как часть Евразийской культуры. В связи с этим в статье рассмотрены опорные пункты каждой теоре- тической модели. В процессе исследования мы опирались на работы российских и зарубежных ученых, в числе которых И. И. Земцовский, Е. А. Дорохова, О. В. Радзецкая, Т. В. Чередниченко, И. М. Жордания, Д. Рачюнайте-Вичиниене. Использовались также статьи представителей националь- ных школ этномузыковедения – Н. Ю. Альмеевой, Н. И. Бояркина, Л. Б. Бояркиной, О. М. Герасимова, М. Г. Кондратьева, С. В. Косыревой, Г. И. Сураева-Королева. В результате установлено, что финно- угорская модель имеет ряд ограничений и не позволяет объяснить наличие общих элементов музы- кального языка и мышления мордовского народа и ряда этносов, не относящихся к финно-угорской языковой группе. Евразийская же модель, сформулированная в трудах И. И. Земцовского и развитая рядом российских ученых, позволяет провести параллели и определить взаимосвязи, которые не могут быть выявлены в рамках финно-угристики. Таким образом, в настоящее время евразийская модель яв- ляется более перспективной для дальнейших исследований.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): песенно-инструментальная традиция мордвы, евразийская модель, финно- угорская языковая группа, большетерцовый трихорд, бурдонно-гетерофонное многоголосие, этно- музыкология.
DOI: 10.31773/2078-1768-2024-69-178-186
Файл статьи*: Скачать PDF