РАЗВИТИЕ ВОПРОСОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Сведения об авторах: Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафе- дрой технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tdk@kemguki.ru / Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olga.uso@gmail.com / Дворовенко Вадим Николаевич, аспирант, кафедра технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: vadimon@mail.ru
Аннотация статьи: Библиотечное образование имеет существенные предпосылки и возможности для активного внедрения электронного обучения. Для разработки данного направления необходимо рассмотреть предметное поле электронного обучения. Для этих целей на основе методов библиометрического анализа научных публикаций рассмотрены базовые термины: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда и электронная образовательная среда. Базой исследования выступил реферативный журнал «Информатика» в период с 2000 по 2016 год. В ходе анализа было отобрано 720 источников – объектов исследования. Осуществлен анализ динамики документопотока по терминам: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда и электронная образовательная среда. На основе анализа документного потока по каждому исследуемому термину выявлен круг авторов. Показан сравнительный анализ зарубежных и русскоязычных публикаций. Представлена характеристика тематической структуры документального потока. В результате исследования определено: устойчивый интерес авторов к проблеме электронного обучения наметился в 2007 году; пик изучения проблемы приходится на 2015 год; с 2012 года наблюдается перевес в документопотоке русскоязычных публикаций. Электронное обучение понимается авторами преимущественно как совместная деятельность или интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса. Взаимодействие реализуется посредством информационно-коммуникационных технологий. Основной пик публикаций по теме «дистанционное образование» приходится на 2012 год. Это связанно с разработкой и открытием программ дистанционного повышения квалификации и переподготовки специалистов библиотек. Содержательный анализ публикаций по ключевым словам «информационно- образовательная среда», «электронная образовательная среда» показал, что авторов интересуют преимущественно вопросы их использования в образовательном процессе. Документный поток по исследуемой проблеме демонстрирует устойчивый интерес авторов к данной теме. Выявлена недостаточная проработанность терминологической системы исследования на уровне регламентирующих, справочных и научных изданий. Определен ряд работ, освещающих вопросы внедрения электронного обучения в библиотечно-информационную деятельность, которые могут стать основополагающими при разработке концепции электронного обучения библиотечного специалиста
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): электронное обучение, дистанционное образование, образовательная среда, онлайновое обучение, web-обучение, дистанционное обучение, электронная образовательная информационная среда, библиотечно-информационное образование, информационно-коммуникационные технологии.
Индекс УДК: 378
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство)
Файл статьи: Загрузить