ТВОРЧЕСТВО Г. В. СВИРИДОВА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сведения об авторах: Косьяненко Юлия Александровна, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: triumph.julia@yandex.ru
Аннотация статьи: В статье анализируются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников. В связи с постоянно меняющимися требованиями к подготовке подрастающего поколения к жизни в современном развивающемся обществе, в котором всё больше и больше отдаётся предпочтение людям креативным, с активной жизненной позицией, творчески мыслящим, умеющим быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, способным быстро находить нужный выход из критических ситуаций, принимающим верное решение в возникающих жизненных задачах, актуальность совершенствования такой системы резко возрастает. Формирование творческой личности возможно только при условии комплексного развития духовных и интеллектуальных способностей. Поскольку музыкальное искусство побуждает к развитию и духовной, и интеллектуальной составляющей, автор статьи предлагает рассмотреть его как универсальное средство развития личности. Поэтому цель данной статьи – показать возможности музыкального искусства, а именно – музыки Г. В. Свиридова в организации совершенствования си- стемы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Выполнена методическая разработка, направленная на решение проблемы совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников; подведены итоги исследования существующего методического обеспечения и опроса школьных учителей музыки; изучены наиболее важные, на наш взгляд, вопросы практического применения адаптированного варианта программы по музыке с включением наиболее ярких фрагментов произведений Г. В. Свиридова на уроках музыки; разработана классификация произведений Г. В. Свиридова по образному содержанию, облегчающая подбор музыкальных примеров к каждому занятию согласно тематическому плану. В работе были использованы методы наблюдения педагогического процесса, изучения и анализа документации (программ и сопровождающих их документов). Экспериментальное исследование автора показало состоятельность гипотезы о музыкальном ис- кусстве и творчестве Г. В. Свиридова как о действенном средстве совершенствования системы духовно- нравственного и патриотического воспитания младших школьников.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): музыкальное искусство, творчество Г. В. Свиридова, система духовно-нравственного и патриотического воспитания младших школьников
Индекс УДК: 78 (45)
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство)
Файл статьи: Загрузить