ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДЕПАРТАМЕНТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ УНИВЕРСИТЕТА В НИШЕ (РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ)
Сведения об авторах: Трапезникова Ольга Александровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ), лектор русского языка на Философском факультете, Университет в Нише (г. Ниш, Республика Сербия). E-mail: trapeznikova-olg@mail.ru
Аннотация статьи: Формирование лингвосоциокультурной компетенции признается сегодня ведущей целью обучения иностранным языкам. Данная компетенция, возникающая на базе коммуникативной, с расширением последней за счет целого ряда специализированных знаний, умений и навыков в области социального и межкультурного взаимодействия, определяет становление культурно-языковой личности, способной осуществлять межличностное общение и полноценно участвовать в диалоге культур. Важную роль в формировании такой личности играет технология театрализации, что обусловлено диалогической природой как самого театра, так и художественного текста, на базе которого создаются театральные постановки и театрализованные представления. В статье рассмотрены обучающие возможности указанной технологии, а также проанализирован опыт ее использования в работе с сербскими студентами Университета в Нише. Языковая близость, культурная и историческая общность, присущие всем славянским народам, оказывают определенное влияние на характер внеучебной деятельности, что проявляется, во-первых, в том, что в театрализованных формах работы могут быть задействованы студенты, начиная уже с первого курса, а во-вторых, в возможности привлечения к работе широкого круга аутентичных текстов как частично адаптированных, так и неадаптированных. Последнее имеет немаловажное значение не только в связи с технологией театрализации, но и с необходимостью подготовки специалистов в области русской филологии в соответствии с требованиями Департамента русского языка и литературы Университета в Нише. Этим обусловливается использование во внеучебной деятельности текстов классической и современной русской литературы. Центральное место в нашей работе занимает подготовка и проведение Русского вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Все сцены Русского вечера объединяются единой темой, связанной с годовщиной наиболее значимых событий русской истории. В работе реализуются принципы интегрированного обучения русскому языку и литературе, что является, на наш взгляд, одним из важнейших условий формирования у студентов как лингвосоциокультурной, так и литературоведческой компетенций, необходимых будущему филологу неродного языка.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): лингвосоциокультурная компетенция, межкультурная коммуникация, внеучебная деятельность, технология театрализации, русский как инославянский, интегративный подход.
Индекс УДК: 378.18:7.091
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство)
Файл статьи: Загрузить