СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ М. ЧЮРЛЁНИСА
Сведения об авторах: Лосева Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования, Иркутский государственный университет (г. Иркутск, РФ). E-mail: Loseva@bk.ru
Аннотация статьи: Актуальность темы связана с исследованием синестетичности музыкального творчества М. Чюрлёниса. Цель статьи соотносится с выявлением синестетичности музыкальной живописи М. Чюрлёниса. Решаются задачи, связанные с рассмотрением основных подходов в исследовании музыкальной живописи М. Чюрлёниса и синестетичности его музыкального и художественного творчества. В статье представлен анализ ряда специфических черт эстетического уровня творчества композитора, которое характеризуется разносторонностью поисков автора. Детальное рассмотрение обнаруженных синестетических явлений творчества Чюрлёниса позволяет проследить параллелизм в различных направлениях: музыке и изобразительном искусстве. Анализируется симфоническая поэма «В лесу» в рамках рассмотрения музыки в аспекте дифференцированного восприятия слухо-зрительной синестезии, в контексте межчувственных ассоциаций и слухо-зрительной синестезии. В циклах живописных сонат М. Чюрлёнис отображает изобразительными средствами композиционное строение музыкальных жанров. Так, в живописном цикле «Соната Моря» (состоящем из трех полотен: «Аллегро», «Анданте», «Финал»), бурный прибой символизирует музыкальную фактуру (мелодия и аккомпанемент); плавные, широкие линии, приглушенные тона передают умиротворенно медленный темп горизонталей и певучих мелодий; мощный взрыв стихии, огромные гребни бушующего моря воплощают беспокойную, динамичную последнюю часть цикла. Результаты проведенного анализа дают возможность существенно расширить понимание как музыкальной живописи Чюрлёниса, так и указанных синестетических процессов в целом.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): синестетичность, музыкальная живопись, слухо-зрительная синестезия, межчувственные ассоциации.
Индекс УДК: 78.01
Специальность ВАК: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Файл статьи: Загрузить