ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Сведения об авторах: Аракелова Александра Олеговна, доктор искусствоведения, доцент, директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ (г. Москва, РФ). E-mail: arakelova@mkrf.ru
Аннотация статьи: В статье анализируется современное состояние детских школ искусств с учетом их исторического предназначения. Поскольку детские школы искусств являются основой в трехуровневой системе художественного образования и их функционирование неизбежно отражается на всей системе подготовки творческих кадров, в данной статье обозначены приоритеты дальнейшего развития всей сети школ искусств. В центре внимания – недооценка детских школ искусств как социального института со стороны их учредителей – муниципальных властей. Отождествление школ искусств с кружками, домами детского творчества и станциями юных натуралистов, то есть с другими учреждениями дополнительного образования детей, приведет к снижению качества образования в последующих звеньях трехуровневой системы художественного образования, не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве. В статье отмечается, что законодательные пробелы 90-х годов ХХ века в отношении ДШИ сказались к началу 2000-х, когда ДШИ стали выполнять функцию досуговых учреждений и единое образовательное пространство в отрасли культуры было нарушено. В результате отечественная система художественного образования, взрастившая целую плеяду деятелей искусств, стала утрачивать свои высокие позиции. С целью сохранения отечественной системы художественного образования в 2011 году в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения в части реализации в ДШИ предпрофессиональных программ в области искусств. При этом предпрофессиональные программы, что обозначено в федеральных государственных требованиях к ним, призваны не только приобщить детей к высокому искусству посредством овладения ими первоначальными профессиональными навыками, сформировать обширную аудиторию будущих ценителей высокого искусства, заинтересованных слушателей и зрителей концертных залов, театров, филармоний, выставочных залов, но и, что не менее важно, подготовить из достаточно большого количества выпускников, обучившихся по единым для всей страны учебно-методическим ориентирам, будущих профессионалов.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): детские школы искусств, одаренные дети, качество образования, подготовка творческих кадров, предпрофессиональные программы, музыкальное искусство.
Индекс УДК: 78, 37
Специальность ВАК: 5.10.3. Виды искусства (музыкальное искусство)
Файл статьи: Загрузить