НЕЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ XIX–XX ВЕКОВ (ОТ ДОСТОЕВСКОГО К НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЛИРИКЕ)
Сведения об авторах: Рахматова Алиса Мухаматовна, преподаватель, кафедра литературы и русского языка, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: alice_r_m@mail.ru
Аннотация статьи: Культура XIX–XX веков является переходной в контексте восприятия и создания образа человека. Образ человека в различных сферах мысли в данную эпоху представлен нецелостным. Этому в значительной степени способствовали работы культурологического, философского и общеэстетического характера. Ярким примером становятся работы З. Фрейда, К. Г. Юнга, посвященные описанию человеческой психики с точки зрения ее неоднородности. Н. Бердяев отмечает процесс «гибели целостного человеческого образа», характерный для конца XIX века. Таким образом, тема нецелостности человеческого образа ярко проявляется в литературе, относящейся к поэтике художественной модальности (Бройтман). Наиболее репрезентативными для выражения данной темы становятся образы телесной объективации. Такой тип образов проявляется в художественных произведениях как классического этапа данной поэтики, так и неклассического. В предлагаемой статье рассматриваются особенности произведения Ф. Достоевского «Двойник», воплощающего в себе черты перехода к неклассическому этапу поэтики художественной модальности, а также ряда текстов, относящихся к лирике неклассической (Бройтман). Телесная объективация характеризуется особенностями ценностной позиции героя, изображенного в художественном произведении. Тело, помещенное в кругозор героя/лирического героя, в определенных случаях им самим объективируется, оценивается в противопоставлении другим/другой сфере/сферам своего существа, что иллюстрирует нецелостность образа героя/лирического героя.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): культура, эпоха, нецелостный образ человека, поэтика художественной модаль- ности, неклассическая лирика, образы телесной объективации.
Индекс УДК: 801.733; 130.2
Файл статьи: Загрузить