ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ «НАПЕВКИ» В БОГОСЛУЖЕБНОЙ ПРАКТИКЕ СТАРОВЕРОВ
Сведения об авторах: Фаттахова Лейла Ринатовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры инструментального исполнительства и музыкознания, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (г. Омск, РФ). E-mail: fattler@omsu.ru
Аннотация статьи: Данная статья посвящена исследованию, которое основывается на анализе старообрядческих служб, зафиксированных автором в различных общинах белокриницкого согласия (официальное название – Русская Православная Старообрядческая Церковь) Кемеровской области. В работе рассматриваются принципы образования местной «напевки» в белокриницкой общине г. Новокузнецка. При этом напевка, как правило, принципиально не отличается от крюкового источника, это «своеобразная версия знаменных напевов, сложившаяся в общине». В то же время практика пения по напевке получила повсеместное распространение среди старообрядцев и исполнение богослужебных песнопений напевкой является существенной составляющей современной богослужебной практики староверов. В репертуар пения напевкой входят различные обиходные молитвословия, но ведущим жанром являются ирмосы канонов. На основе анализа отдельных песнопений и их крюковых образцов обнаруживается, что мелодия напевки несколько расходится с книжным прототипом, но изменения носят системный характер и направлены на силлабизацию мелодии. Все песнопения записаны автором в ходе экспедиционной работы в Кемеровской области и приводятся в авторской расшифровке. Расшифровки крюковых образцов также принадлежат автору.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Русская Православная Старообрядческая Церковь, богослужебные пение старообрядцев, мелодическая модель, богослужебный канон, напевка.
Индекс УДК: 271.2+784
Файл статьи: Загрузить