Э. ДЕГА – ЛЕТОПИСЕЦ ФРАНЦУЗСКОГО БАЛЕТА: К ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
Сведения об авторах: Портнова Татьяна Васильевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры искусства хореографа, Институт Славянской культуры, кафедры искусствоведения, Российский Государственный университет им. А. Н. Косыгина (г. Москва, РФ). E-mail: infotatiana-p@mail.ru
Аннотация статьи: В статье анализируется тематика танца в творчестве известного французского художника Э. Дега (1834–1917) на фоне развития самого балетного театра Парижской оперы, которое вносит новые формы диалога и общения в сферу взаимодействия смежных видов искусств. Показано, что данная тема в творчестве художника условно развивалась в двух направлениях: академизм более тяготел к показу танцклассов, уроков и репетиций, а романтизм наиболее часто проявлялся в изображении сценических выступлений и лишь иногда был заметен в картинах, фиксирующих постановочный процесс рождения спектаклей. Установлено, что произведения художника, несмотря на общую тему, решают различные творческие задачи, лежащие в сфере импрессионистического метода изображения. Кроме того, формируют художническое сознание, требующее креативности, развивающее поисковое мышление в изображении закулисной жизни танцовщиц. Междисциплинарный характер темы статьи ориентирует и нацеливает нас на получение нового знания о визуальных образах исполнителей, балетмейстеров, постановочного процесса, репетиций и показа спектаклей в балетном театре второй половины XIX века, а также технической оснащенности сцены Парижской оперы, декорационного оформления и стилистики костюмов того времени. На основе проведенного исследования ряда произведений, находящихся в музейных коллекциях, автором формулируются основные динамические характеристики созданных художественных образов балета и их неповторимое своеобразие.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Э. Дега, балет Парижской оперы, импрессионистический метод, образ танца.
Индекс УДК: 7.049.1
Файл статьи: Загрузить