ПОНЯТИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»: КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ
Сведения об авторах: Родионова Дарья Геннадьевна, и. о. заведующей кафедрой менеджмента музыкального искусства, факультет фольклорного искусства и продюсерства, Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва, РФ). E-mail: ffignes@gmail.com
Аннотация статьи: В данной статье рассматриваются некоторые методологические основы понятия «менеджмент», которые составляют его содержание. Автор в своем анализе опирается на философские концепции, разработанные в трудах зарубежных и русских философов, обращая внимание на единство рационального и эмоционального, взаимодействие качества и количества, на понятия «ценность» и «творчество». Синтез данных, рассматривающих различные структурно-содержательные компоненты этого понятия, дает возможность сегодня представить менеджмент как многогранное комплексное явление, функционирующее в условиях духовной культуры конкретной страны; как искусство, отражающее лучшие его достижения в создании новых творений и воспроизведений мировых шедевров прошлого;как творчество, которое позволяет находить новое, неповторимое; как ценность, благодаря которой происходит эффективное распространение в социуме лучших образцов искусства и активное развитие духовной культуры в целом. В связи с этим автор обращается к историческим особенностям его понимания, к истокам представлений ученых о теории управления, руководства людьми, создания различного содержания творческих мероприятий, которые несут в себе истинную ценность и пользу для окружающих. Для раскрытия понятия «менеджмент» автор предлагает обратиться к немецкой классической философии, теории И. Канта, который говорил о разумном освоении мира, единстве объективного и субъективного, рационального и эмоционального, их изменений во времени и пространстве. Автор рассматривает идеи Г. Гегеля о взаимодействии качества и количества, их ценностном духовном смысле, о понятии меры. Вместе с тем в статье автор приводит и материалистическую точку зрения К. Маркса, который огромное значение придавал проблемам трудовой деятельности, разделению труда и грамотного, четкого руководства им, а также концепцию Ф. Энгельса, связывающего проблемы руководства с общественными отношениями, профессионализмом управленцев, их практическим опытом. В статье рассматриваются мнения зарубежных ученых, исследователей-практиков, часто называемых основоположниками самого термина «менеджмент», Ф. У. Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля, П. Друкера, и русских философов В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова, которые обращали внимание на правовые и нравственные нормы, ценностное значение не только самого труда, но и руководства им, считая его «богочеловеческим процессом» и глубочайшей духовно-нравственной миссией.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): методологические основы, менеджмент, ценность, творчество, совершенство
Индекс УДК: УДК 130.2
Файл статьи: Загрузить