СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Сведения об авторах: Рябцева Васелина Александровна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: vaselina21@mail.ru
Аннотация статьи: В статье рассматривается современное состояние церковно-певческих традиций Белокриницкой иерархии г. Новокузнецка. Сегодняшнее состояние музыкальной культуры старообрядцев Западной Сибири можно проследить через деятельность хора певчих старообрядческих приходов Сибири, участником которого является о. Игорь Мыльников. О. Игорь – иерей Новокузнецкого Белокриницкого прихода и настоятель храма иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», на сегодняшний день – это един ственный центр Белокриницкой иерархии на территории Кемеровской области. Начал свое пастырское служение о. Игорь c 2005 года в Новокузнецке. С появлением постоянного священника жизнь в приходе вышла на новый уровень: в полную силу заработала детская воскресная школа, количество прихожан увеличилось. Членами общины являются как потомки староверов-поповцев, староверов-беспоповцев, переселенцев из других регионов и новообращенные, которые, в свою очередь, сохранили «свои» варианты напевов, заметно отличающихся от местных традиций. В великие церковные праздники прихожан насчитывается более семидесяти, также наблюдается тенденция увеличения молодых прихожан, что говорит об омоложении состава общины и о дальнейшем сохранении богослужебных традиций. О. Игорь – музыкально образованный настоятель прихода, владеющий крюковой нотацией, который трепетно относится к традициям церковного пения, что положительно сказывается на его сохранении в данном согласии. Песнопения всех богослужений исполняются по знаменам из новых и старинных книг. Прихожане, в основном, крюковой нотацией не владеют, поэтому поют «по напевке», на память. Воспроизведение богослужебных текстов напевкой подразумевает исполнение песнопений по устной версии, принятой в общине, а не по крюковым книгам. По результатам исследования, в настоящее время, выяснилось, что в богослужебной жизни Белокриницкого согласия Кемеровской области наблюдается положительная динамика в активизации певческой практики. Заметен интерес к освоению крюковой нотации, принципам его исполнения.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): старообрядчество, Кемеровская область, Белокриницкая иерархия, богослуже- ние, духовное песнопение, крюковая грамотность, община, традиции
Индекс УДК: УДК 008
Специальность ВАК: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Файл статьи: Загрузить