СТАНОВЛЕНИЕ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ В КИТАЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Сведения об авторах: Ся Цзюньвэй, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ; г. Чанчунь, КНР). Е-mail: galkax@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена становлению и развитию хоровой музыки в Китае в первой половине ХХ века. Опираясь на большой комплекс литературы, отражающий исторический контекст и специфику музыкального развития того времени, автор анализирует этапы формирования национальной хоровой культуры, которая в дальнейшем напрямую способствует возникновению крупных хоровых произведений, а также национальных опер. Отмечается, что в зарождении хоровой культуры в Китае важную роль сыграли ключевые исторические события в жизни страны: усиление разнообразных контактов с Западом, Синьхайская революция, Движение 4 мая, Антияпонская война, Гражданская война, образование КНР и др. Выделяются два основных этапа: до начала 1930-х годов и двадцатилетие – 1930–1940-х годов. На первом этапе особо выявляется роль «школьных песен». Отдельно изучается творчество Ли Шутуна – одного из ведущих авторов этого жанра. С 1930-х годов основным жанром становится массовая хоровая песня, посвященная теме спасения Родины от японских захватчиков. Появляются крупные хоровые произведения Сянь Синхая. Особо отмечаются выдающаяся кантата «Желтая река» Сянь Синхая и оратория «Вечное сожаление» Хуан Цзыя. Первая половина ХХ столетия рассматривается как важнейший период в становлении китайской хоровой музыки. Делаются выводы об особенностях тематики, эстетики и музыкальной формы хорового наследия данного периода.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): хоровая партитура, многоголосие, музыка-песня, национальный стиль, массо- вое пение, хоровая песня, кантата, оратория
Индекс УДК: УДК 784.5.6
Специальность ВАК: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Файл статьи: Загрузить