АРФА В ЭПОХУ ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА И БАРОККО
Сведения об авторах: Покровская Надежда Николаевна, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры струнных инструментов, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: arfa333@yandex.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена изучению малоизвестной страницы в истории арфы – её роли в музыке барокко. В результате исследования обозначились этапы в эволюции инструмента с конца XVI до середины XVIII века. Стремление к преодолению диатонического устройства арфы, мешавшего ей влиться в процесс кардинальных изменений в музыкальной культуре Европы, стало главной тенденцией этого периода. К освоению арфой хроматической шкалы мастера Испании, Италии, Англии и Германии шли разными путями, создавая инструменты с оригинальными органологическими характеристиками. Это были хроматические одно-, двух и трёхрядные арфы, диатонические двухрядные и крючковые инструменты. Их применяли в тех музыкальных формах и жанрах, которые были свойственны в данное время данной стране. На основе новых качеств этих инструментов происходили изменения в посадке и постановке рук играющих, в фактуре произведений для арфы, что привело в конечном счёте к развитию технической базы игры, к появлению исполнителей-виртуозов и к созданию национальных арфовых школ. Создание хроматических и крючковой арф в эпоху барокко и репертуара для них профессиональными композиторами – это первый шаг в новой истории арфы. В ранний период создания европейской инструментальной музыки арфа была в главном русле развития всей музыкальной культуры.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): арфа, барокко, диатоника, хроматическая шкала, типы арф, репертуар, исполнители, мастера.
Индекс УДК: УДК 78.781.6
Специальность ВАК: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Файл статьи: Загрузить