СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Сведения об авторах: Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: astel-75@mail.ru / Колесникова Полина Сергеевна, магистрант, кафедра управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kolesnikova.polia2016@yandex.ru
Аннотация статьи: Стратегическое развитие регионов Российской Федерации, в том числе и Кемеровской области, актуализирует создание инновационных условий в организациях высшего образования для моделирования ситуаций реальной практической деятельности будущих работников социальной и культурной сфер, способных следовать тенденциям современной культурной жизни, определять формы и методы трансляции потенциала социально-культурного пространства, в соответствии с полученным базовым профессиональным образованием. Цель исследования. Определение перспектив реализации междисциплинарного проектирования как формы повышения профессионального уровня бакалавров, обучаю- щихся в вузах культуры. В основу исследования были положены методы анализа, индукции, обобщения, моделирования, наблюдения и эксперимента. Анализ перспектив развития социально-культурной сферы региона выявил потребность в кадрах с более высоким уровнем квалификации в области культуры, социально-культурной деятельности и туризма. При изучении перспективных форм включения потенциала социально-культурного пространства в образовательный процесс организаций высшего образования и актуализации практико-ориентированной деятельности бакалавров выявлено, что наиболее востребованными формами являются междисциплинарные образовательные проекты, моделирующие ситуации реальной профессиональной деятельности. В результате исследования были определены социально-культурные условия реализации междисциплинарных проектов, которые включают: потребность региона в квалифицированных кадрах социально-культурной сферы; реализацию педагогического потенциала социально-культурного пространства региона; вовлечение обучающихся в проектную деятельность; учет интересов и будущей профессиональной деятельности участников проекта. В ходе исследования был проведен эксперимент моделирования профессиональных ситуаций для обучающихся по направлениям подготовки бакалавров «Народная художественная культура», «Дизайн», «Социально-культурная деятельность» и «Туризм» в условиях реализации междисциплинарного проекта – специализированный тур «Фотопленэр-конкурс “Живописный Танай”», в разработке и осуществлении которого приняли участие обучающиеся данных направлений подготовки. Реализация данного проекта позволила включить в образовательный процесс новую форму развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих работников сферы культуры Кемеровской области в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; с учетом потребности региона в подготовке квалифицированных кадров в сфере развития приоритетных направлений культурной политики и использования потенциала социально-культурного пространства территории.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): высшее образование, междисциплинарный образовательный проект, профессиональные компетенции, практико-ориентированная деятельность, профессиональная деятельность, социально-культурная деятельность, социально-культурное пространство, сфера культуры, туризм.
Индекс УДК: 378.147
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-46-194-206
Файл статьи: Загрузить