ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В КЛАРНЕТОВОМ КОНЦЕРТЕ ХХ–ХХI ВЕКОВ
Сведения об авторах: Чёрная Марина Радославовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: marina-chernaya@yandex.ru / Чжао Юй, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения, кафедра музыкального воспитания и образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ, Тяньцзинь, КНР). E-mail: zhaoyuchina@mail.ru
Аннотация статьи: Статья посвящена изучению концертов для кларнета, созданных в ХХ–ХХ веках. В рассматриваемое время создано множество различных концертов для кларнета. Среди них есть как многочастные циклы, так и одночастные. Самый многочастный концерт, упоминаемый в статье, состоит из семи частей (композитор Кшиштоф Мейер, 2000 год). Преобладают в основном трёхчастные концерты с темповой схемой итальянской увертюры: быстро – медленно – быстро, но схема может иметь и другие варианты. Для ответа на вопрос данной статьи (Как функционирует жанр концерта в ХХ–ХХI веках?) был осуществлен поиск музыкальных сочинений ХХ–ХХI веков, написанных в жанре концерта для кларнета с оркестром либо с ансамблем инструментов. Было найдено и проанализировано более 100 произведений. В статье особенно обращается внимание на кларнетовые концерты таких композиторов, как: К. Нильсен, П. Булез («Domaines»), К. Дебюсси («Рапсодия для кларнета и фортепиано»), Дж. Адамс, М. Арнольд, А. Копленд, П. Хиндемит, И. Стравинский, С. Василенко. Особенно подробно в статье рассматривается произведение П. Булеза «Domaine» для концертирующего кларнета и 21 инструмента, разделенных на 6 групп. Первоначально Булез сочинил 6 «тетрадей», или страниц, то есть музыкальных текстов в сериальной системе для кларнета, обозначенных латинскими буквами – от A до F. Каждый из «оригиналов» здесь имеет свою «зеркальную» версию, в целом получается 12 тетрадей, каждая из которых содержит по 6 фрагментов музыки. Подход к концертированию у П. Булеза основан на алеаторном принципе. В ходе анализа в статье сделаны следующие выводы: жанр концерта для кларнета с оркестром получил в ХХ–ХХI веках мощное развитие; композиционные структуры концертов для кларнета с оркестром отличаются заметным разнообразием; как правило, музыка концертов отличается яркой техничностью и выразительностью, партия солиста связана с четко выраженным концертированием; особое место в плане концертирования занимает сочинение П. Булеза «Domaines», где по-новому представлен принцип концертирования.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): кларнет, кларнетовый концерт, формообразование, духовые инструменты, концерт для кларнета с оркестром, жанр концерта.
Индекс УДК: 7.035
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-46-33-38
Файл статьи: Загрузить