ЗВУЧАЩИЙ МИР КЛАССИЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ
Сведения об авторах: Георгиевская Ольга Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыкального искусства, Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет (г. Москва, РФ). Е-mail: olgageo@rambler.ru
Аннотация статьи: В статье представлен анализ фрагмента фортепианной фантазии В. А. Моцарта ре минор. Автор- ский подход соединяет аналитическое описание музыкальной структуры с исполнительским слышанием произведения, что дает возможность по-новому увидеть глубину и многомерность внешне прозрачной фактуры, обозначить конкретные взаимосвязи между ее элементами с точки зрения художественно- го впечатления, понять внутренние закономерности развертывания уникальной моцартовской формы. На примере семнадцати тактов основного раздела показано, какие факторы способствуют созданию у слушателя ощущения классической стройности, сбалансированности и уравновешенности целого, а какие выказывают потенциал свободного развития и непрерывного становления. Подробно рассмотрены свойства квадратности построения, процесс ритмического наполнения музыкальной ткани, общая логика и характерные особенности гармонической пульсации. Работа продолжает детальное изучение названного сочинения В. А. Моцарта вслед за статьей, посвященной разбору его вступительного фрагмента, и предполагает в будущем доскональное исследование оставшейся части. Предложенный подход с позиций исполнительского анализа, принимающий во внимание, в первую очередь, звучание нотного текста, обещает быть перспективным. Он также поднимает ряд сложных и потенциально интересных вопросов в смежных областях, прежде всего затрагивая проблему взаимосвязи исполнительского и композиторского слышания.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): Моцарт, фантазия, исполнительский анализ, исполнительское слышание, фактура, музыкальная форма.
Индекс УДК: 786
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-47-92-97.
Файл статьи: Загрузить