ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
Сведения об авторах: Нежинская Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально- компьютерных технологий, кино и телевидения, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). Е-mail: tat7093@yandex.ru
Аннотация статьи: В статье представлены результаты научного исследования по разработке авторской структурно- функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров, осваивающих основную профессиональную образовательную программу в области музыкально- компьютерных технологий. Обоснованы принципы авторской структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров: принцип контекстной интерпретации всех видов образовательных практик (формальной, неформальной и информальной), принцип профессиональной рефлексии учебного материала и производственных ситуаций; принцип интерактивности; принцип личностно-значимого смысла образования. Принцип контекстной интерпретации всех видов образовательных практик подразумевает активную позицию студента, готового и способного к изучению и погружению в профессиональный и социальный контексты в условиях: полноценного использования возможностей учебной практики непосредственно на базе практики (формальное образование), самоинициативного использования межличностных контактов и общения с однокурсниками, студентами других курсов обучения по данному направлению подготовки, работодателями, администрацией и работниками базы практики, выпускниками, экспертами, молодыми специалистами и специалистами-стажистами (неформальное образование) и использования масс-медиа для поиска, извлечения и интерпретации профессионально и личностно значимой информации; реализация и/или создание возможностей социокультурной среды (информальное образование). Принцип профессиональной рефлексии учебного материала и производственных ситуаций подразумевает готовность и способность личности к объективной и продуктивной самооценке, самоанализу, самонаблюдению. Принцип интерактивности предопределен интерактивным подходом к организации образования и отражает: способ получения студентами всех видов информации; современные технологии, способы, методы и приемы освоения содержания будущей профессии; характер межличностного общения; современные технологии взаимодействия с социокультурной средой; специфику дистанционных форм обучения; специфику инновационных средств обучения. Принцип личностно-значимого смысла образования нацелен на выявление и понимание студентами личностного смысла приобретаемых специальных профессиональных компетенций. В контексте структуры авторской модели обоснована взаимообусловленность разработанных принципов и основных образовательных подходов: компетентностного, контекстного, интерактивного, личностно-ориентированного, индивидуального. Раскрыта специфика формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в условиях практики студентов в вузе.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): принципы авторской структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций, студенты-бакалавры, учебная практика, музыкально- компьютерная деятельность, теория и технология контекстного обучения, интерактив.
Индекс УДК: 378.011.33:[78.02:004]
Специальность ВАК: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства