БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ
Сведения об авторах: Пилко Ирина Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: skip_95@mail.ru / Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: lubgt@mail.ru
Аннотация статьи: Отражены традиции преподавания библиотечного краеведения как учебной дисциплины. Изложена позиция С. А. Сбитнева, основателя Кемеровской библиотечной школы, по вопросам организации информационного обеспечения региональных информационных потребностей, формирования региональных автоматизированных библиотечных систем, кадрового обеспечения информационного обслуживания специалистов региона. Предпринята попытка охарактеризовать концептуальные основания профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в области библиотечного краеведения в развитие идей С. А. Сбитнева. Проведен анализ динамики требований к профессиональной компетентности специалистов в области библиотечного краеведения в XX––XXI веках. Выявлены современные требования профессионального сообщества к знаниям и умениям библиотечных краеведов. Изучена практика преподавания краеведческих курсов в вузах и колледжах культуры и искусства Российской Федерации. Выявлена тенденция преподавания библиотечного краеведения как междисциплинарного комплекса, включающего дисциплины общенаучной, информационно-технологической и профессиональной (библиотечно-библиографической) подготовки. Изложен опыт преподавания в Кемеровском государственном институте культуры курса «Информационное обеспечение региональных потребностей», концептуально обоснованного С. А. Сбитневым. Его учебный контент, тематика исследовательских и проектных работ обучающихся ориентированы на выявление и осмысление потребностей краеведческой практики библиотек. Базовыми принципами концепции библиотечного краеведения как предмета преподавания являются: междисциплинарный характер, отражение в содержательном наполнении региональной специфики, учет сложившихся традиций преподавания краеведческой библиографии и других краеведческих курсов, ориентация на практические потребности краеведческой деятельности библиотек.
Ключевые слова (от 3 до 10 слов): библиотечное краеведение, библиотечно-информационная деятельность, С. А. Сбитнев, Кемеровская библиотечная школа, краеведческие учебные дисциплины, учебный курс «Информационное обеспечение региональных потребностей», региональные информационные ресурсы, подготовка библиотечных кадров, специалисты-краеведы, профессиональные требования.
Индекс УДК: 372.016:908
Специальность ВАК: 5.10.1. Теория и история культуры, искусства
Файл статьи: Загрузить